В музее А.М. Врубеля обновилась выставка «Парад премьер»
Несмотря на то, что с открытия выставки прошёл месяц, сотрудники музея не прекращают раскрывать тайны представленных экспонатов.
«Парад премьер» – выставка предметов, которые по той или иной причине долго не видели посетители: потому что либо они никогда не выставлялись, либо были отреставрированы, либо, как в данном случае, атрибутированы, т.е. были устранены те или иные пробелы в истории предмета. Например, произведение Дениса Кальварта «Святая Агнесса, Святая Цецилия», две створки алтарной композиции, не покидает экспозицию, но совсем недавно она была атрибутирована и сейчас находится в «Параде премьер», – пояснил хранитель фонда скульптуры Евгений Груздов. – «Предмет прошедшей атрибуции, который я вам представлю сегодня – это барельеф Йозефа фон Копфа «Портрет Альберты Виктории Сары Кэролайн Пэджет». До сегодняшнего дня он был обозначен как «Портрет молодой женщины», то есть без конкретного имени».
В ходе исследования была выявлена личность загадочной молодой аристократки с барельефа Копфа.
Первая гипотеза связана с тем фактом, что в 1857 году Йозеф Копф стал придворным скульптором в Вюртемберге, из-за чего портретируемая могла иметь отношение ко двору в Штутгарте. С 1864 по 1891 год королевой Вюртемберга была Ольга Николаевна Романова, что могло бы объяснить появление произведения в России, однако изучение фотографических и художественных портретов вюртембергской королевской семьи ничего не дало.
Второе направление поиска основывается на установленном факте, что барельеф был изготовлен в Риме в 1882 году. Здесь источником достоверной информации может быть только сам автор. Выяснилось, что в 1899 году в немецком издательстве «Deutsche Verlags-Anstalt» вышла книга Копфа «Воспоминания скульптора».
«Существует три основных метода атрибуции. Первый – по документам, как в данном случае. Я обратился к мемуарам, хотя были определенные трудности, поскольку мемуары написаны готическим шрифтом и перевод был несколько затруднен. Но они изданы, отсканированы и выложены в Google Books, что уже большая удача. Второй – поиск аналогии. И третий – когда есть гипотеза и, сверяя предполагаемое с оригиналом, ты ищешь, так сказать, истину», – объяснил методику атрибуции Евгений Груздов.
На 514-й странице этих мемуаров, повествующей о пребывании скульптора в Риме в 1882 году, тот рассказывает о создании портрета дочери сэра Пэджета, посла Великобритании в Риме, и графини Гогенталь, и о том, что барельеф напоминает Боттичелли. Действительно, Альберта Виктория Сара Кэролайн Пэджет (1863–1944), дочь английского дипломата сэра Августа Беркли Пэджета (1823–1896) и немецкой дворянки, светской львицы Вальбурги Эренгарды Елены, леди Пэджет, урожденной графини фон Гогенталь (1839–1929), в 1883 году вышла замуж за Роберта Джорджа Виндзора-Клайва, 1-го графа Плимут, 14-го барона Виндзор (1857–1923). И действительно, её портрет напоминает боттичеллевские женские профили с характерной прядью волос. Сомнения отпали после обнаружения в Интернете фотографии леди Виндзор-Клайв.
«Этот барельеф не показывался ранее, потому что не было оформления, – заключил Евгений. – Сейчас оно есть и выполнено на заказ омским мастером, который подробно изучил традиционное оформление барельефов того времени. Следующая загадка, которую еще предстоит разгадать, — как это произведение попало в Россию».
Ознакомиться с обновившимися результатами атрибуции экспонатов на выставке «Парад премьер» можно во Врубелевском корпусе.