Печать

В музее им. М.А. Врубеля покажут особенности становления и развития омского искусства

13:58 21 апр 2021

29 апреля в 18.00 омичей приглашают в Центр «Эрмитаж-Сибирь» на открытие выставки «Век незавершенных утопий. Официальное советское искусство (1917–1991)».

В канун майских праздников в двух экспозиционных залах Центра «Эрмитаж-Сибирь» начинает работу долговременный выставочный проект «Век незавершенных утопий. Официальное советское искусство (1917–1991)». На примере более 150 произведений из коллекции музея экспозиция знакомит с основными культурными и художественными тенденциями эпохи, а также особенностями становления и развития омского искусства.

Это важное событие в жизни нашего города. Не секрет, что музей, обладая значительным собранием живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства советского периода, почти 20 лет показывал лишь малую часть этого уникального наследия на кратковременных выставках – постоянная экспозиция отечественного искусства XX века завершила свою работу в 2003 году. И вот, наконец, на волне усиливающегося интереса к этому историческому периоду в жизни нашей страны, совпавшего с открытием Центра «Эрмитаж-Сибирь» и появлением новых экспозиционных площадей, мы сможем демонстрировать данный раздел на постоянной основе.

Важным этапом в работе над экспозицией стала реставрационная подготовка произведений, их оформление, текстовое и аудиосопровождение. Ряд работ представлен на выставке впервые. В их числе два масштабных полотна ленинградских художников, долгие годы хранившихся на валах, – «Экскурсия детей на завод» (вторая половина 1930-х) Л. Б. Гольденберга и «Авроровцы» (1982) А. П. Левитина, поступивших в музей в 1984 году со Всесоюзной выставки «СССР – наша Родина». Никогда ранее не демонстрировались работы московских авторов В. М. Мариупольского (отреставрированный этюд к картине «В жизнь», 1957) и А. И. Саханова («Строители», 1967), «Дом с голубятней» (1976) иркутского живописца А. Г. Костовского, натюрморты конца 1980-х годов А. А. Жабского, графика 1970-х – 1990-х годов – произведения Г. М. Майофиса, М. Ф. Бардзыки, Б. Л. Станичкайте, Б. И. Гагнидзе, А. Г. Вагина, С. В. Миклашевича и др.

С 1917 по 1991 год была создана художественная летопись жизни в СССР: ее повседневности и праздников, труда и свершений, борьбы и побед, надежд и желаний. Именно мечта о лучшем будущем взята за отправную точку для построения экспозиции. Демонстрируя все разнообразие жанров изобразительного искусства, выставка носит ярко выраженный антропоцентрический характер, делая акцент на портрете и жанровых композициях. Ее центральная тема – человек нового времени, создающий новую реальность, преображающий действительность и устремленный в светлое будущее.

Выставка посвящена различным периодам (или же малым эпохам) истории советского искусства. В основе периодизации лежит понятие «утопия» – образ светлого будущего, которое советское общество предопределяло себе в качестве горизонта.

 

Всего выставка включает пять периодов:

  • Период многообразия утопий (1917–1937). Становление советского государства сопровождалось разнообразием в политической, общественной и художественной жизни. В этом разделе представлены графические работы Давида Штеренберга и Александра Лабаса, живописные произведения Александра Лебедева и Сергея Попова.
  • Строительство социализма в отдельно взятой стране (1932–1961). В искусстве переход к плановой экономике начался позже, чем в других отраслях народного хозяйства, а именно в 1932 году, вместе с принятием художественной доктрины «социалистического реализма». В этом блоке выставлены работы Петра Кончаловского, Вячеслава Мариупольского, Константина Щекотова, Алексея Либерова.
  • Строительство коммунизма (1958–1974). В 1961 году Никита Хрущев заявил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». А чуть раньше начал меняться художественный строй произведений. Поэтика этого периода нашла свое выражение в живописи Евсея Моисеенко и Виктора Попкова, скульптуре Моисея Вайнмана, графике Бориса Ермолаева.
  • Утопия конца утопии (1968–1986). Период развитого социализма, когда акцент сместился с больших идей к индивидуальной жизни человека. Здесь представлены работы Александра Тюленева, Алексея Жабского, Александра Ситникова.
  • Возвращение в мировую историю (1982–1991). Период также известный как «перестройка». Здесь зритель увидит работы Натальи Нестеровой, Георгия Кичигина, Леонида Швеца.

На каждом из этих этапов советское общество достигало новых рубежей развития. А утопия так и оставалась незавершенной. Ведь суть любой утопии в том, чтобы оставаться мечтой, которая тем не менее продолжает манить людей, вдохновляя их на новые свершения и творения.

Куратор – Вадим Савельев, специалист экспозиционно-выставочного отдела, философ, культуролог.