Печать

В Музее имени М.А. Врубеля рассказали о первых образцах монументально-декоративного искусства Омска

14:49 06 мар 2025

Выставка «Песни «Радости» и «Счастья» проходит в рамках экспозиционного проекта «Парад премьер».

Общий имидж города формируют отдельные примечательные места, находящие своё воплощение в уникальных архитектурных решениях. И город Омск в этом плане не является исключением.

2025-02-25_10-51-24.png

Так, каждый омич знает про знаменитую вывеску магазина «Радость» вместе с панно «Юность» и «Материнство» на том же здании. Для множества омичей (особенно для старшего поколения) эти архитектурные решения так или иначе связаны со множеством воспоминаний.

dsc_1294.jpg

«Предыстория у панно «Юность» и «Материнство» на фасаде жилого дома со знаменитой вывеской магазина «Радость» очень интересная: дом был сдан в эксплуатацию в 1963 году. Архитектор строения Анвербек Юмакаев – очень известная личность, он построил Главпочтамт и Концертный зал, – рассказала Светлана Изотенко, старший научный сотрудник, хранитель фонда советской и современной графики. – В 1955 году поменялись архитектурные стили, вышло постановление о борьбе с излишествами в архитектуре и фасады стали очищаться от всех декоративных деталей. Архитектура стала рациональной и простой. Строили в то время много и индустриальным способом, в результате чего на фасадах зданий освобождались плоскости, которые требовали нового архитектурного языка. Таким языком в 60-ые годы и стало монументально-декоративное искусство. Панно «Юность» и «Материнство»  – это первый опыт применения монументально-декоративного искусства на фасадах в экстерьере города. Автор этой двухчастной композиции Николай Яковлевич Третьяков».

После того, как дом со знаменитыми панно на фасадах был сдан в эксплуатацию, за свою работу художники не получили благодарности, а только лишь порицание за формализм, схематичный язык, утрированные формы и не проработанность, в том числе и со стороны партийного руководства, и мастерам пришлось отстаивать свою точку зрения.

«В том, что панно остались на фасадах дома до сегодняшнего дня  мы благодарим Виктора Александровича Десятова, художника-проектировщика, который очень много сделал для городской среды, проектируя интерьеры многих зданий 60-70-ых годов: Музыкальный театр, Дворец пионеров, Органный зал, – продолжила Светлана Изотенко, – именно в тот период Десятов  был главным художником Омска и следил за эстетической стороной городской среды. Виктор Александрович тоже был во многом не понят современниками, но имея чёткие убеждения, помог отстоять работы, которые мы сегодня представляем».

Язык монументально-декоративного творчества легко узнаваем в линогравюрах или на обложке журнала «Юность», например, – обобщённый, условный, лаконичный, музыкальный и далёкий от натуры. Его хорошо уловил Н.Я. Третьяков.

dsc_1332.jpg

Предполагается, что должна быть ещё одна часть панно – третья – и располагаться они должны в логическом порядке «Юность», «Встреча» (предположительная часть) и «Материнство». Но часть «Встреча» этой семейной тематики не была найдена и, к сожалению, её существованию нет никаких подтверждений. Возможно, это было лишь идеей.

dsc_1343.jpg

Елена Ярцева, хранитель документальной коллекции, рассказала о музейных ценностях на бумажных носителях:

«В документальной коллекции Музея Врубеля хранится то, что сопровождает каждого художника: документы, фотографии, воспоминания самого художника и о художнике. В нашей коллекции представлены и материалы для работы: палитра, кисти, предметы, которые помогают более подробно рассказать о творчестве мастера. Благодаря супруге Николая Яковлевича Третьякова Ирине Витальевне Захаровой мы имеем возможность больше узнать о художнике-монументалисте и сохранить документальный фонд для будущих поколений. Ирина Витальевна, крупный омский этнограф, собрала и передала в архив музея всё, что осталось после ухода Николая Яковлевича. Это огромное собрание, в котором около полутора тысяч рисунков и набросков, выполненных на разных форматах – от больших и маленьких альбомов до отдельных листов. Ирина Витальевна их систематизировала по датам».

Н.Я. Третьяков очень вдумчиво работал над созданием монументальных произведений. Художник оставил около тридцати набросков, посвящённых теме панно «Юность» и «Материнство», часть из которых омичи могут увидеть на выставке «Парад премьер».

Ещё один пример монументально-декоративного искусства для интерьеров Дворца бракосочетаний в Омске – это эскизы (триптих) витражей Николая Анатольевича Захарова - выпускника ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, художника поколения 1990-х годах.

dsc_1322.jpg

Созданные в 1990 году витражи – словно «маркеры» уже другой эпохи - постсоветского периода в омском и российском искусстве. В их художественном решении прослеживаются черты нового времени: индивидуальность авторского видения, сложность, неоднозначность образов и сюжетов. Эти витражи украшали фойе Загса на Иртышской набережной вплоть до 2013 года, пока их не демонтировали при капитальном ремонте здания. Но память о них до сих пор жива в народной памяти.

На пресс-показе рассказали и о других архитектурных решениях Омска, которые ныне считаются символами города, но их не менее интересная «закулисная» история известна лишь узкому кругу специалистов и достойна преданию широкой огласке.

 

    Предыдущий Следующий