Печать

В Музее имени Врубеля открылась выставка «Импрессионисты в Сибири»

23:28 15 дек 2025

i_1_0.jpg

В день, когда Омск официально вступает в статус «Культурной столицы России 2026» в Музее имени Врубеля открывается выставка «Импрессионисты в Сибири» (6+). Проект организован при поддержке Минкультуры России и Аппарата полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе.

dsc_3787.jpg

В торжественном открытии приняли участие депутат Госдумы РФ Николай Новичков, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Олег Денисенко, представители Фонда развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица». Открывая экспозицию, Губернатор Омской области Виталий Хоценко отметил ее символичность:

«Россия, в отличие от практики «отмены» культуры в европейских странах, сохраняет открытость к мировому художественному наследию и рассматривает культуру как пространство диалога, а не противостояния».

i_5.jpg

Масштабная экспозиция — совместный «гастрольный» проект Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с «Росизо», в рамках которого жители шести сибирских городов — Омска, Новосибирска, Кемерова, Абакана, Красноярска и Иркутска — получат уникальную возможность увидеть 30 картин, принадлежащих кисти Гюстава Курбе, Альфреда Сислея, Поля Сезанна, Анри Матисса, Альбера Марке и других художников, чьи работы изменили мировое искусство.

«Экспозиция такого объема и такой широкой географии показывается в России впервые. Он наглядно демонстрирует, что музейное сообщество разворачивается к регионам, не аккумулируя большие проекты исключительно в Москве и Санкт-Петербурге. Это беспрецендентный проект. Никогда импрессионисты не выезжали так надолго и так далеко из Пушкинского музея и в таком количестве. Добавлю: многие работы сняты с нашей постоянной экспозиции», — рассказала директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Ольга Галактионова, отметив, что в каждом городе выставка задержится на два месяца.

i_3.jpg

По словам директора Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фариды Буреевой, последний проект Пушкинского музея в Омске состоялся в 2013 году.

«Сегодня мы становимся свидетелями триумфального возвращения Пушкинского музея в Сибирь. Я бесконечно благодарна за отвагу и решимость музея, который вернулся к нам с таким крупным проектом. Более того, это проект, выполненный "под ключ": музейно-выставочный центр "Росизо" взял на себя всю организацию экспозиционного пространства, чтобы представить шедевры в самом интересном свете. Для нас подобный опыт межмузейного общения дорогого стоит».

Отметим, Государственный музейно-выставочный центр «Росизо» разработал концепцию выставочного цикла, активно взаимодействовал с площадками, а также участвовал в организации маршрута, создании архитектуры выставок и графического дизайна.

«Для нас было большой честью впервые представить собрание импрессионистов в этом регионе. Мы старались сделать это максимально ответственно, не потеряв качество экспозиции и обеспечив равный уровень для всех городов-участников», — рассказал генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «Росизо» Иван Лыкошин.

i_4.jpg

Выставка имеет три раздела — «Предыстория импрессионизма», «Импрессионизм и его время» и «Уроки импрессионизма», — каждый из которых показывает определенный этап становления художественного течения: его предпосылки, расцвет и влияние на искусство.

Среди работ — «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов» Джона Констебла, «Утро в Венеции» Камиля Коро, «Волна» Гюстава Курбе. Они демонстрируют, как менялось отношение к пейзажу во второй половине XIX века, как расширялся тематический репертуар, как формировались принципы пленэрной живописи, как образ современного города становился одним из важнейших сюжетов искусства.

i_2.jpg

По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника Сектора современного искусства Запада Пушкинского музея Алексея  Петухова, центром экспозиции, ее сердцем можно назвать три работы: «Осеннее утро в Эраньи» Камиля Писсарро, «Опушка леса в Фонтенбло» Альфреда Сислея и «Дорога в Понтуазе» Поля Сезанна.

«Это итог тех произведений с которым познакомятся зрители до этих произведений и корень, который вырастет в последующих. Это самый центр, который напоминает о самом значимом событии эпохи импрессионизма — первой выставке, которая прошла весной 1874 года в Париже на Бульваре Капуцинов. В ней участвовали художники, которых сегодня знает весь мир, в том числе мудрый Камиль Писсаро, скромный и трудолюбивый Альфред Сислей, а также молодой, странный, диковатый по нраву южанин Поль Сезанн. Именно там, на этой выставке движение получило свое начало, когда Клод Моне показал свою картину «Впечатление. Восходящее солнце», и один из критиков пренебрежительно обозвал художника и его коллег импрессионистами, то есть «впечатленцами», работающими нестарательно и ищущими мимолетных сюжетов. Импрессионисты с радостью приняли это прозвище и сделали его самым известным брендом в мире искусства», — рассказал Алексей Петухов. 

Включение в состав выставки произведений художников первой половины ХХ века, таких как Анри Матисс, Альбер Марке, Диего Ривера, Фернан Леже и Андре Массон дает возможность увидеть, как открытия импрессионистов интерпретировались следующими поколениями мастеров и как формировался новый язык искусства.

Где: Центр «Эрмитаж-Сибирь» (ул. Музейная, 4)
Когда: с 16 декабря 2025 г. по 8 февраля 2026 г.
Вход по билетам.

Текст: Марина Бузынина