Печать

В музее М. А. Врубеля обновится постоянная экспозиция зала русского искусства

11:55 11 окт 2021

В связи с отправкой на выставку в Государственную Третьяковскую галерею триптиха «Цветы» кисти М. А. Врубеля, в постоянную экспозицию зала русского искусства рубежа XIX – начала XX века вводятся давно не экспонировавшиеся работы. В их числе «Купальщицы» (начало XX века) Н. В. Досекина, «Натюрморт с желтыми цветами (1900-е) и «Дорога» (1905) А. Г. Явленского», «Пейзаж с деревьями» (1914) В. И. Денисова, «Семейный портрет художника» (1911–1913) В. А. Яковлева, «Дама на балконе» (1916) С. А. Виноградова, «Осенний пейзаж» М. А. Демьянова.

Впервые представлен омской публике «Портрет Аллы Васильевой», исполненный Давидом Бурлюком в марте 1919 года во время «Большого Сибирского турне». В декабре 2020 года благодаря поддержке Правительства Омской области музей приобрел это произведение у московского коллекционера Юрия Смирнова.

Неизвестное биографам Бурлюка произведение являет собой редкий, насыщенный живописной энергией пример портретного жанра мастера 1910-х годов. Сибирские гастроли Бурлюка малоизвестны специалистам, и потому написанный в Омске портрет Аллы Васильевой дополняет творчество футуриста, а также культурную панораму Белой столицы.

В круге почитателей Давида Бурлюка в Омске оказался Федор Алексеевич Васильев — лектор-музыковед, знаток русской поэзии, владелец художественной коллекции, в начале 1920-х годов — внештатный преподаватель Сибирского художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля (Худпрома). Под псевдонимом Дядя Ваня в 1919–1921 годах он помещал в периодической печати статьи и заметки о концертной жизни Омска. В марте 1919 года Васильев пригласил к себе Давида Бурлюка и заказал портреты дочерей, Аллы и Эли, которые затем были представлены на Третьей весенней выставке Общества художников и любителей изящных искусств Степного края.

Судьба портрета Эли неизвестна, а изображение Аллы долгое время считали портретом сестры Давида Бурлюка Марианны. По каталогу 1919 года и газетным вырезкам главному научному сотруднику музея, хранителю фонда русской живописи Ирине Григорьевне Девятьяровой удалось доказать, что моделью художника была все же Алла Васильева, «рыжеволосая муза омских футуристов», которой неоднократно посвящал стихи Леонид Мартынов.

Алла Федоровна родилась в 1902 году в деревне Екимово Островского района Псковского округа (по другим источникам — в Верхнеудинске). В Омске училась во Второй женской гимназии, в 1920 году поступила в Худпром на живописное отделение. В конце 1921 года Алла уехала в Москву, где окончила ВХУТЕИН (1929) и музыкальную школу. Работала в мастерской Д. Н. Кардовского, занималась портретом, оформительским искусством.

Весной 1938 года в жизни Аллы Федоровны началась трагическая полоса. Был арестован ее муж, К. И. Протопопов, состоявший членом редакции журнала «Каторга и ссылка». Через 20 дней после его расстрела была репрессирована и она как «член семьи изменника Родины» (ЧСИР).   А. Ф. Васильева была осуждена на пять лет лагерей с последующим поражением в правах на три года. Девятилетний сын Гай был передан под опеку ее матери, М. М. Васильевой.

Долгие годы М. М. Васильева хранила портрет дочери, написанный Давидом Бурлюком, как семейную реликвию. Спустя век полотно вернулось в Омск и украсило коллекцию сибирского авангарда.