Печать

В Музее Врубеля расскажут о человеке, который придумал Омск

16:31 28 июл 2025

martynov_a4.jpg

«Человек, который придумал Омск. Леонид Мартынов» – выставка, посвященная 120-летию со дня рождения поэта, откроется в Музее Врубеля 31 июля в 17.00 (Врубелевский корпус, ул. Ленина, 3). Работа экспозиции продлится до 5 октября 2025 года.

Вниманию посетителей будет представлено около 100 произведений живописи, графики, редкой книги, документов из личного архива Л. Н. Мартынова (Москва), Музея имени М.А. Врубеля, Городского музея «Искусство Омска», Музея «Либеров-центр», ОГОНБ имени А. С. Пушкина.

В 2025 году исполняется 120 лет со дня рождения Леонида Николаевича Мартынова (1905–1980) — выдающегося поэта, мыслителя, переводчика поэзии. В своих стихах, поэмах, мемуарной прозе он создал оригинальный образ Омска — города, в котором он родился и прожил большую часть жизни. Образ получился поэтичный, фантазийный и реалистичный одновременно.

Мартынов увидел и сформулировал основные смыслы Омска, тем самым задав его восприятие и подарив омичам такое отношение к своему городу, с которым они согласились. Сегодня темы, сюжеты, факты, персонажи, к которым обратился Мартынов, стали обязательными для самоописания Омска. Придуманные им мифы — от визуализации омского ландшафта как «блин-города» до обозначения главных фигур в его истории, известных сегодня как омские «брэнды», — стали частью общих представлений о городе на реке Тишине.

Экспозиция структурно делится на две части с метафорическими названиями – «Омский Мартынов» и «Мартыновский Омск».

«Омский Мартынов» — это рассказ об Омске, в котором жил поэт: о первых впечатлениях, когда с крыши двухэтажного дома маленький мальчик смотрел на город, в котором он рос и который рос на его глазах, о людях, его окружавших, увлечениях, формировании и становлении поэта и журналиста. Раздел включает множество документальных источников из личного архива Мартынова, представленных в Омске впервые. Благодаря Ларисе Валентиновне Суховой, хранителю архива Мартынова, стало возможным показать предметы, принадлежавшие поэту, в том числе те, о которых он рассказывает в своих мемуарах. Это собственноручно переплетенная «Антология современной поэзии» 1912 года издания, сборник стихов Давида Бурлюка «Лысеющий хвост» с оригинальной обложкой, единственный сохранившийся экземпляр омского сборника «Футуристы», изданный Виктором Уфимцевым в 1921 году, рисунки Уфимцева и самого Мартынова, который на протяжении всей жизни делал зарисовки и наклеивал их в альбомы, автографы ранних стихотворений, фотографии, запечатлевшие не только хозяина архива, его друзей, но и город его юности.

«Мартыновский Омск» отражает важные для поэта и мемуариста сюжеты, интонации и образы, которые остаются важными и для нас — современных омичей. Облик города собран из живописных и графических произведений омских художников. Улицы и дома, берега Иртыша и Оми в работах К. П. Белова, С. Я. Фельдмана, И. В. Волкова, В. И. Уфимцева, Н. Я. Третьякова, Г. А. Штабнова, А. Н. Либерова, Г. Г. Пилипенко, Ю. А. Овчинникова, Н. А. Герасимова, И. И. Желиостова, И. А. Санина, Г. П. Кичигина, А. Н. Машанова, Г. С. Баймуханова, Е. В. Бобровой вполне узнаваемы, однако каждый автор придумывает свой Омск, добавляя условности или фантазийности в его черты. Портретные изображения Мартынова, отражающие его необычное мировосприятие, отношение к искусству и творчеству, представлены работами И. А. Николаева, Р. В. Нуриева, В. М. Владимирова. Художественный материал выступает и как документальное свидетельство, и как проявление омской мифологии.

Сюжеты выставки оформлены названиями-цитатами из поэтических и прозаических произведений Мартынова и силуэтами значимых омских зданий.

Экспозиция насыщена мартыновскими текстами, но, чтобы их прочитать, посетителю нужно повернуть планшет с изображением. Тексты сопровождаются также историческими фотографиями, переосмысленными омскими краеведами на сайте PastVu.

Кураторы выставки – ученый секретарь Юлия Зародова; хранитель коллекции скульптуры, старший научный сотрудник Евгений Груздов.