Печать

В Омск привезли 65 работ из собрания Ярославского художественного музея

10:25 23 мар 2020

Впервые в Омске Ярославский художественный музей, отметивший свое 100-летие в 2019 году, представил 65 живописных и графических работ русских художников XIX – начала XX века. Дороги, тропинки как главные герои выступают в работах прославленных мастеров Ю. Ю. Клевера, И. И. Левитана, С. Ю. Жуковского, К. Ф. Юона, А. А. Рылова, Н. Е. Сверчкова, Д. Н. Кардовского, Л. Л. Киселева, Л. И. Соломаткина.  Вместе эти произведения создают собирательный образ бесконечной русской дороги.

«В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками...» – так заканчивает Н. В. Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме «Мертвые души». Дорога –  один из ключевых символов русской культуры, слитый с национальным характером, воспетый в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Дорога часто осмысляется как путешествие не только в пространстве, но и во времени, как сама жизнь, как рассказ о человеке и его судьбе.  Тракты, протянувшиеся на тысячи километров, проселки и тропы, реки и моря, железнодорожные трассы сформировали особое представление о России. «Сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!...».

В отечественной живописи мотив дороги разрабатывался с XIX века. В экспозиции тропинки усадебных парков на двух пейзажах кисти неизвестных художников середины позапрошлого столетия помогают создать атмосферу домашнего уюта, защищенности человека в специально созданном для него ландшафте.

Довольно рано в русском искусстве проявляется и увлечение зимними пейзажами, видимо в противовес напоенными зноем видами южных стран. Дороги, покрытые морозным белым покровом, в работах Ю. Ю. Клевера, А. А. Зарецкого, Е. Е. Волкова,

К. А. Вещилова передают суровую красоту снежной зимы. Удаль летящей по тракту санной тройки Н. С. Самокиша (произведение, помещенное на афишу выставки) и чинные катания на масленицу В. О. Ковалевского доносят до нас атмосферу зимних праздников и развлечений.

Ряд работ посвящен теме паломничества по святым местам. Пешее путешествие по дорогам огромной страны было достаточно распространенным явлением в царской России, особенно среди крестьянского люда. Русские художники часто обращались к образу паломника, богомольца и странника, как раньше называли человека, ходящего на богомолье, по святым местам, и живущего милостыней. В произведениях А. М. Корина, С. В. Иванова, П. И. Петровичева, В. В. Переплетчикова эти образы представлены искренно, правдиво, мастерски.

В экспозицию органично вошли натурные этюды В. П. Бычкова, А. Д. Красотина, П. В. Мосягина, изображающие речные пути, корабли, лодки, пароходы. Блеск воды, расходящиеся от бортов волны, пар пароходных труб интересовали живописцев сложностью передачи фактуры и световоздушных эффектов. В этих работах можно видеть, как умело используют русские художники технические приемы импрессионизма.

Выставка из собрания Ярославского художественно музея не только знакомит с лучшими образцами отечественной живописи и графики XIX – начала XX века, но также дает зрителям возможность задуматься о своей дороге. У одного она ровная и гладкая, как скоростное шоссе, у другого – тернистая извилистая тропа, у третьего – взлетная полоса. Именно дорога – лучшая метафора человеческой жизни.

Выставка будет работать в Центре "Эрмитаж-Сибирь" с 27 марта.