Печать

В Омске открываются две выставки, посвященные Достоевскому

16:08 13 окт 2021

15 октября в Омске откроются сразу две выставки, посвященные Федору Михайловичу Достоевскому. В этом году отмечается 200-летие писателя. 

В Государственном областном художественном музее «Либеров-центр»  в 17.00 состоится открытие выставки «Там была свобода… Символика сибирского пространства» (0+).

Тема пейзажной живописи наиболее близка музею, который носит имя признанного мастера этого жанра Алексея Николаевича Либерова. Пейзаж, раскрывающийся в сибирских текстах Достоевского, к которым относятся «Записки из Мертвого дома» и эпилог романа «Преступление и наказание», созвучен с видением и пониманием того же ландшафта художниками XX века. Пространство Западной Сибири предстает перед Достоевским и его героями, поставленными в обстоятельства несвободы, как ряд хорошо читаемых символов: вольная степь, пустынный простор, берег, река, бездонное небо. Виды необычайных просторов, бескрайних степей, полноводных рек так же вдохновляли не одно поколение омских художников. Обобщение ярких впечатлений от сибирской панорамы легли в основу лирических и монументально-эпических картин.

В экспозицию вошли более тридцати произведений А.Н. Либерова, М.И. Разумова, А.Б. Сапожникова, В.В. Кукуйцева, В.Н. Белова, Г.Г. Пилипенко, Г.С. Баймуханова, Е.Д. Дорохова, Е.С. Тонких, Н.В. Бабаш, А.Г. Шафеева, в которых отражена тема природы, символика сакральной топографии Сибири. Второй раздел выставки составили работы, близкие творчеству Достоевского глубоким психологизмом, затрагивающие мир духовных исканий человека, его путь к вере, обретению истины. Философские, гротесковые, многослойные скульптурные образы А.Н. Капралова расширяют изобразительное и концептуальное поле выставочного проекта.

В 18.00 в Омском музее просвещения стартует арт-проект «Дело Ф.М.Достоевского» (6+) художника Игоря Николаева. Каторга как вид наказания появилась в России на рубеже XVII – XVIII веков. Местом ссылки быстро определили Сибирь. И город Омск, как место пребывания заключённых, - не исключение. Образ каторжанина Фёдора Достоевского, рвущегося на свободу, стал одним из сюжетов выставки «Дело Ф.М.Достоевского». Задуманная художником реконструкция истории побега стала основой для выставки и обладает сюжетом приключенческого романа. На выставке представлены вполне реалистичные дагерротипные портреты героев произведений великого писателя. Художник Игорь Николаев предлагает зрителю фотопортреты литературных персонажей, визуально убеждая нас в том, что все участники романов Достоевского – это реальные люди, и автор их не придумал.

В экспозицию включены серии фотоколлажей, которые знакомят зрителя с биографией писателя. Мифотворческая позиция художника ещё раз доказывает, что жизнь и творческую репутацию писателя очень часто определяют мифы и мистификации. Вопреки, или благодаря этому, Ф.М. Достоевский стал одним из самых известных русских писателей в мире. Достоевский сам часто использовал мистификации в своих произведениях, получив литературное прозвище «новый Гоголь». Миф, как художественный приём, предлагает зрителю в новом ракурсе взглянуть на уже прочитанные произведения писателя, а новизна восприятия станет поводом ещё раз перечитать классика. На открытии выставки посетители встретятся с автором выставки – омским художником Игорем Николаевым, а также смогут погрузиться в атмосферу Омска Федора Михайловича Достоевского с помощью фрагмента из спектакля-променада «Хранители. Омск» театра «Галерка» при участии Дома актера.