Печать

В Омске состоялась премьера уникального музыкально-хореографического спектакля

14:13 20 июл 2019

dsc_2067_0_0.jpg

В Концертном зале состоялась премьера грандиозного проекта «Откровения истории России». Это проект, объединяющий классическую музыку, живопись, русское народное творчество и богатство хореографического искусства. Для постановки сшито несколько сотен костюмов, в соответствии с исторической правдой был изготовлен и реквизит. Автор идеи – главный балетмейстер Омского русского народного хора, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России Зуфар Толбеев.

Всё действо проходит под музыку Прокофьева, Глазунова, Римского-Корсакова, Стравинского, Бородина, Чайковского – произведения исполнил Омский академический симфонический оркестр. Это впервые, когда на одной сцене одновременно будут выступать артисты двух крупнейших коллективов региона. Чтобы это стало возможным, в Концертном зале пришлось демонтировать несколько первых рядов.

Начинается спектакль с успокаивающего и даже шуршащего голоса потрясающего артиста омской драмы Сергея Оленберга. Оленберг говорит словами самого Сурикова, который рассказывает о каждом полотне. Всего о 12 картинах поведают искушённому омскому зрителю, который рассматривает транслируемые на большом мультимедиаэкране репродукции и одновременно слушает историю создания произведений. Покачиваются белые многослойные кулисы.

Осторожно и вкрадчиво играет в это время Омский академический оркестр. В полумраке, вглядываясь в пятна света на пюпитрах, музыканты ловят взмахи палочки главного дирижёра Дмитрия Васильева. Несмотря на масштаб происходящего, обстановка складывается практически камерная.

«Близок он мне удалью, размахом, куражом казачьим», - говорит закадровый голос, ведая историю происхождения картины «Степан Разин» и готовя нас к выходу героев этого вечера – артистов Омского русского народного хора.

dsc_8359_0.jpg

Роль Степана Разина исполняет лауреат Международного конкурса артистов балета им. Махмуда Исанбаева Александр Серков. Его Разин – стройный, красивый, с ниспадающими на лоб волосами, настоящий мужчина, великолепный донской казак. Масштабной композицией начинается грандиозное путешествие по истории России.

Про «Утро стрелецкой казни» сразу Суриков считал, что выйдет потрясающая картина. Художник рассказывал, что в голове возникла сцена этого полотна, как только он ступил на красную площадь, прибыв в Москву из Сибири. На самой картине казнь ещё не началась, крови нет, есть только лица. Тревожные, отчаявшиеся, напуганные, смиренные, строгие – на фоне куполов Собора Василия Блаженного. Суриков признаётся – снились ему и казни и море крови, пока писал.

Агрессивная и сочная танцевальная композиция «Боярыня Морозова». Сама героиня с цепями на руках, с острым взглядом, в меховой шапке хищно смотрит в зал. Рядом с ней юродивый в холщовом платье и деревянным крестом в руках. А на фоне-мультимедиа идёт снег. Для «Боярыни Морозовой» Суриков сделал множество эскизов и зарисовок. Три года собирал материал. Сперва написал толпу, затем саму боярыню.

Путешествие продолжилось в компании с  фаворитом Петра I Александром Меншиковым, который за государственные интриги по указу Петра II был отправлен в ссылку в город Берёзов. Мы застаем политика в избе с детьми. На сцене тем временем возрождается царская эпоха балов и прекрасных дам.

Мы попадаем на уличные гуляния, потом прогуливаемся по вечернему Петербургу. Потом шутов и скоморохов, удалых девиц и весёлых мужиков. Потом знакомимся с ушедшей в женский монастырь скромной царевной - полной спокойствия, на лице безысходность и покорность судьбе.

dsc_8578_0.jpg

Встречаем Ермака, затем присоединяемся к полководцу Александру Суворову. «Его солдаты знали только одно слово - «Вперед!», - напоминает закадровый голос.

Завершается спектакль кульминационной масштабной композицией и полотном «Взятие снежного городка»

«Картину я вставил в раму золотую. Очень красиво теперь. Я её закончил. Скоро, в начале или середине февраля, надо посылать на выставку в Петербург. Не знаю, какое она впечатление произведёт»,- писал Василий Суриков в письме к своей матери Прасковье Фёдоровне и брату Александру, написанном в самом начале 1891 года.

Эксперимент Омской филармонии безусловно удался. К сожалению такого масштабного концерта можно достигнуть только летом. Зуфар Толбеев признаётся – программу осенью повторить можно, но уже с фонограммой. С началом сезона возможность демонтировать часть зрительских рядов пропадает – у всех коллективов плотный график.