В Омском историко-краеведческом музее показали новый проект
В Омском государственном историко-краеведческом музее состоялось открытие реставрационно-выставочного проекта «От видимого к невидимому».
Новая выставка – это совместный проект духовной семинарии Омской Епархии Русской Православной Церкви и Омского государственного историко-краеведческого музея, при участии реставраторов Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова и Российской академии художеств.
С приветственным словом на открытии выставки выступил заместитель Председателя Правительства Омской области, министр образования региона Иван Кротт. В своем выступлении он отметил большую значимость той работы, которую провели реставраторы Москвы и Омска, возродив к жизни не только символы православия, но и тот духовный посыл, который несет во внешний мир каждый возрожденный лик, каждая восстановленная икона.
На открытии реставрационно-выставочного проекта «От видимого к невидимому» выступили директор ОГИК музея, доктор исторических наук Петр Вибе, Митрополит Омский и Таврический Дионисий, московские реставраторы, преподаватели Омской духовной семинарии.
Состоялась экскурсия для гостей Омского историко-краеведческого музея, которую провела главный хранитель Юлия Супрун.
Первые посетители выставки узнали о богатой истории иконописи, о том, как менялись техники и материалы на протяжении веков, познакомились с некоторыми тонкостями реставрационного процесса. Гости увидели иконы XVII – XX веков, отреставрированные в период с 1991 по 2023 годы, металлические складни, отдельно восстановленные оклады. Внимание посетителей привлекли уникальный пример иконы на холсте «Спас Вседержитель», а также редкий предмет церковного искусства для музейных коллекций - ставротека или деревянный ящичек, служивший хранилищем для частиц креста.
В специальной витрине выставочного зала представлены инструменты и приборы, с помощью которых мастера бережно восстанавливают старинные произведения искусства.
Реставрационно-выставочный проект "От видимого к невидимому" демонстрирует два подхода к сохранению и восстановлению иконописных произведений: музейной и церковной реставрации. Разница заключается в технологии работ — у музейного (светского) реставратора в первую очередь стоит задача сохранить, а затем восстановить изображение, но чаще всего он склоняется к принципам консервации, так как художественная ценность присуща лишь оригиналу. Задача же церковных реставраторов-иконописцев заключается не столько в максимальной консервации, сколько в создании, реконструкции образов в соответствии с классическими традициями русской иконописи. Общим же является то, что в своей работе музейные и церковные реставраторы умело соединяют историю и современность, творчество и высокую духовность.
С 13 сентября в ОГИК музее (ул. Ленина, 23 А) будут проводиться экскурсии, во время которых хранитель фондов ИЗО Оксана Котовщикова расскажет историю каждого раритета.
12+