Печать

В омском Минкульте открылась выставка Светланы Новиковой

16:33 14 окт 2019

dsc_6667_0.jpg

Зарождающееся в глубине, стремится вырваться к свету. Именно в абсолютном лишении, отсутствии чего-либо пробуждается самое острое стремление прикоснуться к желаемому. Источник стремится вырваться из недр, где он зародился: отразить драгоценностью своих капель солнце, пропеть тихую журчащую песню открывшемуся для него миру, одарить своей живительной влагой всё дышащее и чувствующее, случившееся на этой земле.

Светлана Новикова по двум первым специальностям экономист и управленец, в прошлом успешный руководитель, директор предприятия, однажды она ощутила, что теряет что-то важное в мире стратегий и тактик. Тяга к искусству оказалась сильнее законов карьерной состоятельности, так высоко ценимых социумом. Когда в человеке пробуждается желание создавать, он перестаёт брать и начинает отдавать миру себя. В такой искренней любви к искусству, где краеугольный камень — это не гордое наименование себя «художником», а ощущение, что писать — это как дышать, и по-другому нельзя. Начиная как самодеятельный художник (а ныне уже выпускница худграфа ОмГПУ) Светлана упорством и талантом пробивает себе дорогу в мир искусства, не ради признания, а для того, чтобы её изобразительный язык стал ещё выразительней, чтобы с его помощью передать всю красоту дольнего мира. А красота так зыбка, время так безжалостно к ней... Вот сирень и лилии... Ещё день и они увянут — отдав времени своё великолепие. Светлана хочет хотя бы кистью «схватить» их ускользающее совершенство. Её кисть «бежит» по полотну, будто торопится, легко и непринуждённо ложится мазок, никакой нарочитой детализации, кажется, дымка очарования цветов готова вот-вот рассеяться вместе с их ароматом.

Когда человек позволяет себе полюбить этот мир, то находит источники вдохновения повсюду, превращая каждый уголок в сад Эдем. Пробивающаяся травинка и величественное сооружение человеческой цивилизации одинаково ценны и прекрасны для художника. Кажется, Светлана Новикова взрослый состоявшийся человек с аналитическим складом ума, откуда в ней эта детская влюблённость во всё живое, способность восторгаться и удивляться мелочам? Вспомните, у новорожденных детей на голове есть родничок, который обусловлен физиологической необходимостью, но по народным поверьям он — источник, открытый канал для особой энергии, связывающий появившегося человека с макрокосмосом, тайнами мироздания. А может быть человек «рождается» в этом мире дважды. Второе рождение случается, когда мы находим своё истинное призвание и становимся, открыты миру.

Однажды небольшой источник может превратиться в целый океан… Там у самой кромки Чёрного моря, так любимого Светланой, всё может сбыться, и даже алые паруса становятся реальностью, подтверждением того, что Ассоль дождалась своего Грея. Светлана регулярно пишет с натуры. Когда во время отдыха другие нежатся на солнце в шезлонгах, художник берёт этюдник и отправляется на поиски вида для нового произведения. Ялта, Алупка, Балаклава, Севастополь — поставщики видов для её пейзажей. Работы Новиковой легки и наполнены воздухом, она большое внимание уделяет состоянию природы, как это некогда делали и любимые Светланой импрессионисты. А работа «Старый источник», я считаю, звучит как дань уважения Моне.

Источник света и тепла для человека — его семья… Так важна бывает поддержка самых близких. «Нити Лахесис» — название одной из работ Светланы, на которой она изображает своего мужа. Лахесис — одна из мойр, древнегреческая богиня, сплетающая судьбы людей. Нечто особенное связывает супругов: это не кровная связь, не одно лишь влечение, а скорее тонкие вибрации связующих двух людей нитей, которые приходят в движение от любого прикосновения: мысли, эмоции, чувства. Нити могут запутаться, но даже Атропос может лишь оборвать их, но не разделить.

«Галчонок» — название другого портрета, написанного Светланой. Как легко птичье крыло, но какую силу оно дарит птице в полёте. Человек всегда будет смотреть на птиц, парящих в облаках, с особым чувством восторга и тайной зависти. Но как хрупка эта маленькая крылатая жизнь. Малец, она в твоих руках, только не сжимай, открой ладони, и увидишь, как взмывает она к самому солнцу! О дитя, ты тоже можешь быть свободным как птица, но твой мир так же хрупок… Одно неловкое движение, неосторожное слово способны сломать твои невидимые другим крылья. Всё живое и юное уязвимо и беззащитно, но в этом его прелесть, очарование ускользающего момента.

 «Полина, полынья моя…» — кратко и ёмко описывал своё отношение к девушке поэт Леонид Губанов. В некоторых людей, действительно, погружаешься с головой: в ком-то тонешь, а после общения с некоторыми, будто очищаешься. Одна такая Полина затронула и душу Светланы Новиковой. Чистота и непорочность девушки — редко встречающиеся в наше время качества. Бледные худые пальцы, утончённость и девичий вдумчивый взгляд, что-то таящий, но не лукавый взгляд. Её Полина — прозрачная родниковая вода.

Некоторые ставят в искусстве на первое место профессионализм, другие — новаторство. Для меня самое ценное – искренность художника, его откровенность в работах. Профессионализма можно добиться упорным трудом, можно изобрести новый приём, который станет фишкой мастера. Но, наверное, глупо говорить, что искренность, то самое, что нельзя подделать. И в этом главная сила творчества Светланы Новиковой — ни грамма фальши.

Какое многогранное слово «источник»: оно начало, в нём есть и торжество преодоления, и бег, и жизнь. Вот только начиная, мы редко задумываемся о конечной точке. Да и какая в том нужда, если сегодня ты можешь дышать полной грудью, если твоё сердце поёт и желает делиться проникшей в него радостью со всем миром, в такие моменты отчётливо понимаешь — я живу!.. Как мало всё же надо человеку…

Текст: искусствовед А.В. Яковлева

 

 

dsc_6669.jpg