Печать

В Сибирском культурном центре работает выставка «Крестинская нить»

11:53 28 мар 2022

В рамках "Академии русской культуры", которая открыла Год культурного наследия народов России, с Сибирском культур6ном центре начала работу выставка "Крестинская нить. Традиционная культура с. Крестики Оконешниковского района Омской области". Эта выставка - рассказ о наиболее ярких проявлениях локальной крестинской художественной культуры: о традиции женского костюма и единственной в Прииртышье традиции изготовления и бытования ворсового тканого ковра. Талантливые певцы с. Крестики, мастера народной песни также являлись и творцами предметов декоративно-прикладного искусства. Песенные узоры тесно переплелись с узорами на тканых коврах и поясах, варежках и расшитых полотенцах. Традиция ковроткачества села Крестики Оконешниковского района Омской области - это объект нематериального культурного наследия, внесенный в официальный реестр.

Все подготовительные работы – прядение, колорирование (подбор цвета), крашение, изготовление основы крестинские мастерицы делали сами. Шерстяные нити для ворса окрашивали анилиновыми красителями, льняные для основы «кубили», то есть тонировали, чтобы они не просматривались между ворсом. По структуре поверхности крестинские ковры – ворсовые. По характеру производства они относятся к ручному ткачеству на горизонтальном стане. При ручном ковроткачестве ворс образуется путём завязывания узлов из разноцветной ворсовой пряжи на нитях основы. По типу узелков крестинские ковры следует отнести к так называемому турецкому, где нить ворса прокладывается над двумя смежными основными нитями и оба его конца снова прокладываются между этими нитями таким образом, чтобы сделать полный оборот вокруг них. Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону, формируя ворсовую поверхность на каркасе ткани, состоящем из льняных нитей основ и утка. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем с помощью берда и набилок весь ряд плотно прибивается к предыдущему.

По длине ворса крестинские ковры – высоковорсовые, их еще называют «махровыми» (обычно высота ворса от 12-ти до 55 мм, у крестинских – 30). По сырьевому составу – чистошерстяные (шерсть не менее 95%). По волокнистому составу грунта – льняные. Характер ворса – разрезной (хотя его длина не выравнивается стрижкой). Нарезанные концы ворсовой нити завязываются узлом вручную. Переплетение – полотняное, плотность – малая: 30–50 тыс. узлов на 1 кв. м. Поэтому, как и тюменские, крестинские ковры можно назвать «рыхлыми». Это делает их пластичными, пушистыми, теплыми.

В Крестиках, как уже было сказано выше, ковры были практически в каждом доме. Старшее поколение и сегодня продолжает их бережно хранить и отводить почетное место в интерьере (на сундуках, креслах, диванах, стульях, в качестве ковровых дорожек). В некоторых семьях ковер оставляется как память о бабушке или маме. Столкнулись исследователи и с «обратным» случаем, когда женщина, собственноручно ткавшая ковры, часть своих изделий не использует в быту, а хранит «для племянниц» (своих детей у нее нет), которые, после ее смерти, должны получить по ковру в память о ней. Кстати, специально оставлять вещи (чаще платки) для того, чтобы после смерти владелицы их получили близкие ей люди «на память», – одна из традиций Крестиков.

 

Предыдущий Следующий