Печать

«Весна всегда похожа на победу…». Георгий Николаевич Пантюков

14:44 04 Май 2020

pantyukov.jpg

Проект «Весна всегда похожа на победу…» подготовлен министерством культуры Омской области и Государственным центром народного творчества при участии омских учреждений культуры. Каждый день до 9 мая мы будем рассказывать об омичах – деятелях культуры, которые побывали на фронте и внесли свой вклад в Великую Победу. В названии проекта – первая строчка из одноименного стихотворения омича Сергея Добронравова. Стихи он писал с пяти лет, ушел на фронт добровольцем, где не переставал работать над военными строчками. Погиб в бою 13 ноября 1943 года под городом Великие Луки Псковской области.

 

Георгий Николаевич Пантюков

1922-1994 год

Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист СССР. Художественный руководитель Омского Государственного народного хора.

В октябре 1940 г. Георгий Николаевич был призван в ряды Красной Армии и направлен в 1 Ленинградское авиаучилище. Обучение оказалось ускоренным. 22 июня 1941 года началась война, которую он прошел с первого до последнего дня, Победу встретил в Берлине. Участвовал в боях в составе 242 Бомбардировочного авиаполка, старшим авиамехаником на самолете с поршневым двигателем.

О войне Георгий Николаевич говорить не любил, слишком тяжкими были воспоминания. Чего стоит один рассказ о том, как, открыв люк самолета после боя, он поймал на руки разрубленное пополам тело летчика.

Демобилизован был в апреле 1947 года и сразу по возвращении в Москву поступил учиться в музыкальное училище им. Октябрьской революции. На вступительные экзамены пришел в военной форме. На группу взрослых людей, прошедших войну, с удивлением и уважением смотрели юнцы, вчерашние десятиклассники, среди которых был и А. Шнитке.  Именно к этой группе относилась и Зоя Петровская, вернувшаяся с фронта, где она воевала в составе войск ПВО с редкой военной специальностью слухач.  В веселую красавицу с чудесным меццо-сопрано Георгий влюбился сразу. Всего он добивался в жизни – так и в этом случае добился ее расположения, и родилась новая музыкальная семья.

Осенью 1951 года Георгий Николаевич был зачислен на сверхсрочную службу в ряды СА и направлен на работу дирижером ансамбля ВВС группы войск в ГДР, где и прослужил до июля 1952 г. Отдыхать ему было некогда и, вернувшись домой, сразу поступил учиться в Московскую Государственную консерваторию, где учился у замечательных педагогов, в числе которых были К.Б. Птица, В.Г. Соколов. Среди однокурсников можно назвать А. Пахмутову, Б. Тевлина, Н. Некрасова, Р. Щедрина и многих других прославленных музыкантов.

Всю жизнь Георгий Николаевич был очень спортивен, вот и во время учебы участвовал во всех соревнованиях. На состязаниях по футболу или волейболу с трибун неслось: «Длинный, давай!». Консерватория с отличием окончена, но останавливаться некогда – сразу аспирантура, а параллельно работа главным хормейстером Государственного русского народного хора им. Пятницкого, куда его пригласил тогдашний художественный руководитель М. Коваль. Одну из репетиций коллектива посетил великолепный продюсер, директор Омской филармонии Ю.Л. Юровский, искавший замену скончавшейся Е.В. Калугиной, создателя и руководителя Омского хора. Его чрезвычайно заинтересовал молодой, талантливый, эмоциональный и взрывной музыкант, прекрасный организатор, уже носивший звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, и Пантюков Георгий Николаевич был приглашен на эту должность. Недолго посовещавшись с супругой, всегда ценившей творческую свободу мужа, Георгий Николаевич отправился в Сибирь. Простор для творчества он предпочел московской прописке. Вслед за ним поехала и Зоя Александровна с родившейся к тому времени дочкой Наташей.

Именно за творческой свободой приехал Георгий Николаевич в Омск. Ведь одно дело хормейстер, хоть и главный, и совершенно другое – художественный руководитель.

Став художественным руководителем Омского хора, он продолжил дело основательницы коллектива Елены Калугиной, ее коллег и единомышленников. Бережно сохраняя заложенные Калугиной традиции хорового пения, Георгий Николаевич нашел новые формы осмысления и прочтения фольклора. Народные песни в его аранжировках – «Гибель Ермака», «Из-за острова на стрежень», «Славное море – священный Байкал», «Пошла млада по воду», «Ходит Ваня на блины», «Как из бору-борочку», «В чистом полюшке» – приобрели яркий колорит и стали визитной карточкой коллектива.

При Георгии Николаевиче Омский хор достиг международной известности и славы, став представителем российской культуры во всем мире. Глубоко проникая в культуру народов мира, Георгий Николаевич создавал для гастролей обработки греческих, итальянских, французских, английских песен, которые исполнялись на языке оригинала.

В творческом тандеме с главным балетмейстером коллектива Яковом Комсомольским Георгий Николаевич первым в  нашей стране создал новый для народных хоровых коллективов сценический жанр– масштабные вокально-хореографические композиции, сцены, полотна, ставшие визитной карточкой Омского хора и вошедшие в его «золотой фонд». В их числе –«Масленица», «Чай-чаек», «Пимы», «Ах, вы, сени», «Крутись, веретенце», «Край сибирский, богатырский», «Омские заковыки», «Танец с колокольчиками».

Источник