Печать

«Весна всегда похожа на победу…». Козлов Тимофей Павлович

14:17 19 Май 2020

kozlov.jpg

Проект «Весна всегда похожа на победу…» подготовлен министерством культуры Омской области и Государственным центром народного творчества при участии омских учреждений культуры. Каждый день мы рассказываем об омичах – деятелях культуры, которые внесли свой вклад в Великую Победу. В названии проекта – первая строчка из одноименного стихотворения омича Сергея Добронравова. Стихи он писал с пяти лет, ушел на фронт добровольцем, где не переставал работать над военными строчками. Погиб в бою 13 ноября 1943 года под городом Великие Луки Псковской области.

 

Козлов Тимофей Павлович

(1911 – 2001)

Живописец

Тимофей Павлович Козлов – из плеяды старейшего поколения омских живописцев, творческий путь которого составил более 60 лет. Омское искусство и сегодня невозможно представить без его живописи: многие произведения художника участвуют на крупных музейных выставках.

Свой путь в  изобразительном искусстве он начинал в 1930-е годы. Окончил Омское художественно-педагогическое училище в 1932, затем продолжил образование в Одесском художественном институте.  Учеба в художественных учебных заведениях определила   профессиональную направленность Т. П. Козлова к станковой живописи. Творческое влечение подкреплялось примером его омских учителей –  Е. А. Клодта, С. Я. Фельдмана и одесситов –  А. А. Шовкуненко, В. Л. Крайнева и Ю. Р. Бершадского, искусство которых отличали выразительный рисунок, завершенность  живописного языка и колористическая гармония.

Личная судьба  Тимофея Павловича оказалась тесно связанной с судьбой Омска и его легендарного Худпрома. Вернувшись в 1937 году из Одессы, он был приглашен на преподавательскую работу в Худпром, спустя три года – назначен директором. Как оказалось – последним: с началом Великой Отечественной войны училище было закрыто.  

          Осенью 1941 года  Тимофей Павлович возглавил мастерскую по выпуску агитплакатов. Поначалу они дублировали московские «Окна ТАСС», но вскоре приобрели свое оригинальное лицо. В состав «Окон ОмСХ» вошли оставшиеся в Омске художники К. П. Белов и А. М. Дубровский, тексты писали Леонид Мартынов и Борис Ковынев. Позднее к работе присоеди    нились эвакуированные из Москвы художники А. Я. Быховский, Б. Н. Дейкин, В. М. Мариупольский.  Плакаты делались с помощью трафаретов и доставлялись в агитпункты города и области. После закрытия мастерской в 1943 году он пришел в кооперативное товарищество «Омхудожник». Именно в это время рождается замысел полотна, сыгравшего заметную роль в его биографии. На основе натурных этюдов,  обладающих большой выразительностью,  и впечатлений тех лет,  он  создал интереснейшую тематическую картину «У карты Родины» (1947). Образы омичей, с волнением рассматривающих карту боевых действий, установленную на площади Дзержинского, четко индивидуализированы и одновременно глубоко типичны. Удивительная простота и естественность композиционного решения рождены жизненной конкретностью изображенного сюжета.

Тимофей Павлович был председателем правления Омской организации художников (1939–1943), уполномоченным Художественного Фонда СССР по Омской области (1943–1948). С 1953 года руководил изостудией рабочей молодежи завода им. К. Е. Ворошилова. В 1965 принимал участие в организации ДХШ № 1.

В своем творчестве Тимофей Павлович всегда сохранял традиции отечественной реалистической классики. Писал жанровые композиции, портреты, ландшафтные и городские пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. Среди его известных тематических произведений: «Дети» (1951), «Юные художники» (1957), «В. И. Ленин и Н. К. Крупская в Шушенском» (1961), «Никогда! (Генерал Д. Карбышев)» (1966) и др. Наибольшее признание получили портреты современников, исполненные в 1940–1980-е годы, в том числе известных деятелей науки и искусства Омска. Лучшие из них отличает глубокая человечность и деликатность в передаче характера и духовного мира модели, стремление удержать на холсте характерные черты внешнего облика. Среди работ этого жанра: актер драмтеатра И. В. Новский (1946), краевед и педагог А. С. Сливко (1951), («Творческий отчет» (1957) – коллективный портрет омских художников, хирург М. С. Рабинович (1967), академик АН СССР В. П. Бисярина (1984). Интересен в живописном отношении  и автопортрет 1986 года, сила образа в котором подчеркнута энергичной, смелой, не по-старчески свежей живописью.

В 1946 году художник был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».     

Награжден дипломом Президиума Правления «Всекохудожник» за успешное содействие в подготовке художниками произведений к Всесоюзной выставке 1945–1946 гг.; дипломами Комитета по делам искусств при СМ РСФСР (1948, 1949). Заслуженный художник РСФСР (1981).

Источник