Печать

Внучка легендарной кукольницы Варжало привезла омичам трогательную постановку

16:26 27 сен 2019

al6ztlrseja.jpg

В третий день работы Международного фестиваля театров кукол «В гостях у Арлекина» выступила Полина Борисова.

Омичам гостья интересна и тем, что она – внучка основателей Омской школы кукловождения режиссера Анастасии Варжало и актера Тадеуша Варжало.

Для тех, кто мало знаком с историей развития кукольного театра Анастасия Трифоновна Варжало была главным режиссером Омского областного театра кукол с 1958 по 1976 год. Ее именем названа премия областного конкурса «Лучшая театральная работа» в области искусства театра кукол, а в «Арлекине» установлен бюст легендарного режиссера.

Из Франции актриса привезла трогательный и нашумевший на всю Европу моноспектакль «GO! (ИДИ!)». Это постановка об одинокой старушке, которая прощается со своими воспоминаниями, со своим домом, чтобы уйти в мир иной. На этой земле её никто уже не ждёт и настало её время. Но она вовсе не печальна. Она просто завершает свои дела, улыбаясь старым письмам и фотографиям и пританцовывая среди маленьких, но ярких ламп. Вместо слов – рулон бумажного скотча. Им актриса рисует печку буржуйку, силуэт незнакомого нам, но близкого ей мужчины, телефон и, наконец, дверь. Пока она закрыта, но в конце спектакля старушка решит, что пора, добавит пару линий скотчем, возьмёт свою потрёпанную сумочку и уйдет маленькими шажками уже в открытую дверь.

После спектакля Полина Борисова встретилась с омской прессой. 

 

В Омске Вы выступили от имени Творческого центра развития кукольного искусства «Одрадек» и театра «Пупелла-Ногес». Расскажите поподробнее.

Во Франции театральные компании и театры это не одно и то же. В России есть театр, за ним есть труппа и здание. Во Франции есть здания – площадки. А есть компании, которые не имеют или имеют свою площадку. Театр «Пупелла-Ногес» принадлежит к последним. При нём я состою  сочувствующим артистом. То есть я не в штате, но я с этим театром много сотрудничаю, нахожусь под их крылом. И у них есть место, где они позволяют молодым артистам заниматься своими проектами, где они репетируют спектакли. Это место называется Творческий центр развития кукольного искусства «Одрадек. Дело в том, что выжить во Франции, просто делая спектакли, очень трудно. Творческий центр должен заинтересовать регион, который их профинансирует и для этого им нужно постоянно вести культурную деятельность в этом регионе.

Как родился спектакль «GO! (ИДИ!)»?

Этот проект был, что называется, карт-бланш. Мне дали место, время, зарплату, бюджет для декораций и возможность подумать о том, что мне хочется показать. Всё родилось из импровизаций. В то время я как раз увлеклась театром предмета, и этот спектакль стал ярким примером, когда предмет не живёт как кукла, а его используют или по назначению, или заряжая какой-то историей. Потом, используя этот предмет, можно управлять историей, которой мы его зарядили.

При подготовке к роли вдохновлял вас кто-то из великих женщин?

Я вдохновлялась многими русскими людьми, в том числе Тэффи (русская писательница и поэтесса) и, конечно, Фаиной Раневской. Но это всё было не для воплощения персонажа, а для ощущения, с которым я пребываю на сцене. В поиске самого персонажа мне хотелось вдохновиться собой. Не играть кого-то другого, а посмотреть, какой я буду старушкой. Это была моя актёрская задача в этом проекте.

Что для Вас старость сегодня?

В данный момент старость для меня это, наверно, долгожданная пенсия. Когда можно сесть и посидеть на стуле около окна, а не бегать туда-сюда. Но это теперь. А когда я создавала спектакль, хотелось вспомнить о тех сказочных временах, когда рассказывали, что дедушка был так стар, что он лег на лавку и стал умирать. Было своё время для ухода. А с развитием медицины и культурными изменениями мы решили отстаивать жизнь до последнего, даже если она заставляет тебя страдать. Поэтому мне захотелось шагнуть назад и вспомнить, что это может быть легко. Бывают моменты, когда просто всё, изжилось и все вокруг уже ушли. Ведь уход может стать не концом, а открытием.

Во время спектакля на Вас маска и Вы работаете только глазами. Это усложняет или упрощает задачу?

Упрощает. У полностью замершей маски слишком мало выразительности. Тот факт, что у пожилых людей очень живые глаза, меня натолкнул на мысль, что… это похоже на панцирь. Старея, мы никуда не деваемся, мы те же, просто на нас нарастает время, мы отвердеваем, как этот кусочек папье-маше, которые на мне. У старшего поколения поразительно видно то, что мы называем душой, опытом, жизнью. Оно там в глазах. Поэтому мне казалось логичным оставить их открытыми.

Насколько для Вас важно было выступить в Омске?

Это мой родной город, хотя  я прожила здесь недолго. Для меня важно играть в Омске. И тем более на сцене театра «Арлекин», в холле которого стоит бюст моей бабушки. До тех пор пока я не встретилась с этим памятником, я не подозревала, насколько мы похожи. По фотографиям так не скажешь…