Печать

Выставка-фантазия «Алые паруса Александра Грина. Приближение мечты» откроется в музее имени М.А. Врубеля

16:09 27 окт 2023

9yxajazcwgg.jpg

1 ноября во Врубелевском корпусе (ул. Ленина,3) Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начнет работу выставка, посвященная 100-летию публикации повести-феерии «Алые паруса», «Алые паруса Александра Грина. Приближение мечты», созданная по мотивам повести-феерии. 

На выставке будут представлены около 70 живописных и графических произведений отечественных  и зарубежных мастеров XIX–XXI веков из собрания Музея имени М. А. Врубеля, а также свыше 40 экспонатов из коллекции Государственного центрального музея кино (Москва) – рабочие материалы к фильму, афиши, фотографии.

Александр Грин — русский и советский писатель. Годы его творческой зрелости выпали на период между двумя войнами — Первой мировой и Гражданской, включая буржуазную и социалистическую революции. С 1915 по 1927 год Грин создал свои наиболее значительные произведения — сборник новелл «Происшествие в улице Пса» (1915), повесть-феерию «Алые паруса» (1916–1922), сборник рассказов «История одного убийства» (1926), роман «Бегущая по волнам» (1928). Впоследствии его творчество на несколько десятилетий было почти забыто, но вновь обрело актуальность и популярность в 1960-е годы, а «Алые паруса» остались одним из главных текстов детско-юношеской отечественной литературы вплоть до 1990-х годов.

 «Алые паруса», безусловно, романтическое и одновременно глубоко символическое произведение. Его герои — это ожившие аллегории мечты, любви, преданности, жажды открытий, поиска нового, активности и других ценностей советской эпохи.

Зрителю предлагается вместе с писателем через его творчество посмотреть в прошлое, настоящее и будущее. Настоящее — это революционный Петроград, в котором Грин писал «Алые паруса», мечтая о Крыме, той самой «провинции у моря» вдали от шума и катаклизмов метрополии. Прошлое — это сокровищница русской и европейской изобразительной культуры, откуда Грин черпал вдохновение. А будущее — это вторая половина XX века, когда творческое наследие Грина было наиболее влиятельно, время, когда мечтательные и деятельные молодые люди устремились к свершениям — осваивать целину или строить БАМ — с томиками Грина в рюкзаках.

 Отсюда и широкий круг произведений, с которыми может познакомиться зритель. Здесь представлены виды города на Неве Анны Остроумовой-Лебедевой, Мстислава Добужинского и Павла Шиллинговского; крымские пейзажи Альберта Бенуа, Максимилиана Волошина, Константина Богаевского; марины классиков мировой живописи: Льва Лагорио, учителя Ивана Айвазовского, Арсения Мещерского, Николая Дубовского, Баренда Куккука, Давида Кранера, Сальватора Розы и других общепризнанных отечественных и зарубежных мастеров; работы художников советской школы живописи, в числе которых портреты и жанровые сцены Бориса Неменского, Александра Голубецкого, Василия Волкова, а также работы современных российских и омских авторов, ассоциативно связанные с идеями Грина, – Сергея Александрова, Андрея Машанова, Николая Холодова и многих других.

Еще одна часть экспозиции посвящена знаменитой экранизации романа «Алые паруса» (1961, режиссер Александр Птушко). Впервые омские зрители смогут познакомиться с рабочими материалами к фильму, афишами, фотографиями, хранящимися в Государственном центральном музее кино (Москва).

В пресс-показе примет участие научный сотрудник изобразительного фонда Музея кино Алексей Чудиновских.

Кураторы: Алиса Султанова, Вадим Савельев.

Выставка будет работать до 25 февраля 2024 года.