Юбилей народного артиста России Валерия Алексеева
7 апреля, а по паспорту - 17 апреля народному артисту России, Почетному гражданину города Омска Валерию Ивановичу Алексееву исполняется 75 лет.
Валерий Алексеев пришел в Омский драматический театр в 1973 году, и с тех пор, вот уже пятьдесят лет, он радует омичей, поклонников своего таланта, яркими ролями и незабываемыми образами. Валерий Иванович - удивительный, необычайной задушевности человек, мужчина невероятного обаяния и артист обширного, как просторы Сибири, таланта.
Валерий Алексеев, будущий народный артист России, Почетный гражданин города Омска, Легенда омской сцены родился в 1948-м году в городе Усолье-Сибирское Иркутской области.
В 1967 году он окончил актерское отделение Иркутского государственного театрального училища. По окончании училища был принят в труппу Иркутского ТЮЗа, в 1968 – 1973 играл в драматическом театре имени Н. Охлопкова в Иркутске. Валерий Иванович - первый исполнитель роли Сильвы в «Старшем сыне» и Колесова в «Прощании в июне» Александра Вампилова.
Именно в роли Сильвы увидели омичи первый раз молодого артиста – тогда актера Иркутского драматического театра имени Охлопкова, который летом 1973 года был на гастролях в Омске. Увидели живого, запоминающегося, блистательно поющего и играющего на гитаре, смешащего, непредсказуемого. И уже осенью 1973 года Валерий Алексеев вошёл в труппу Омского драматического.
50 лет из почти 150-летней истории омской драмы Валерий Иванович отдал служению нашему театру. За эти полвека на сцене нашего театра Валерий Иванович сыграл больше сотни ролей. Десятки ярких, неповторимых, любимых зрителями образов. Валерий Алексеев заслужил беззаветную любовь зрителей, уже 50 лет многие ходят в театр «на Алексеева».
Валерий Алексеев с первых же лет работы на омской сцене показал себя творцом, самостоятельным художником, работая над пьесой наряду с режиссёром. Он чувствующий артист – самое ценное качество. Он не формулирует, а чувствует тенденцию, сверхзадачу. И в сценическое путешествие с ним можно отправляться смело, как бы ни сложна была роль, какой бы жанр театр ни осваивал. Уникальность его – в неповторимости, в самоотдаче, в работоспособности, в умении подчинить себя интересам спектакля.
Вот почему его индивидуальность привлекала самых разных режиссёров. В 70-е годы прошлого века его ценили Яков Киржнер, Владимир Симоновский, Николай Мокин, Артур Хайкин; в 80-е – Геннадий Тростянецкий; в 90-е – Вячеслав Кокорин, Лев Стукалов, Генрих Барановский, Паоло Ланди, Владимир Петров, Аркадий Кац, Анатолий Праудин, Михаил Левитин, Марина Глуховская. В нынешнем веке – Евгений Марчелли, Сергей Стеблюк. Георгий Цхвирава, Анджей Бубень, Александр Кузин, Роман Самгин и многие другие режиссеры.
И с каждым режиссёром у Алексеева возникает сотворчество – он не только осваивает стилистику, предлагаемую постановщиком спектакля, но и привносит своё. Актёр-универсал, человек, от природы наделённый ярким талантом, он не теряет любопытства к искусству и жизни. И в любом деле он выкладывается до конца.
А его обаяние, внимание к трагикомическим характерам и ситуациям, сочувствие, сострадание человеку, темперамент, высокая техника, умение точно определить сверхзадачу роли, – все это принесло Алексееву любовь зрителей.
Лицедей, рождённый для театра, обладающий характерным видением мира, вниманием к трагикомическим ситуациям, сочувствием, состраданием к человеку, темпераментом, импровизационным даром, юмором, потрясающим обаянием, высокой техникой – таким знают Валерия Ивановича Алексеева не только омичи, зрители нашего театра, но и творческие деятели России, других стран мира.
Его роли меняются из года в год, становятся лучше. Так происходит далеко не у каждого актёра. У некоторых роль застывает на том же уровне, у кого-то со временем становится хуже, теряет объём. А у Алексеева образ наполняется содержанием. Это происходит скорее всего потому, что он любит свои роли. И, как он сам привык развиваться, не стоять на одном месте в профессиональном отношении, так он развивает и человека, которого играет.
Роли Валерия Алексеева - это всегда праздник, который помнится долгие годы:
Сганарель в легендарном «Лекаре поневоле», Кортес в «Церемониях зари», Брандо в «Натуральном хозяйстве в Шамбале», Соленый в «Трех сестрах», Тонино и Дзанэтто в «Венецианских близнецах»; Полковник в спектакле «Полковнику никто не пишет, Гаев в «Вишневом саде», Чарли Айкин в «Августе. Графство Осэйдж», Басов в «Дачниках», Чарнота в «Беге», Грознов в спектакле «Правда - хорошо, а счастье лучше», Мамаев в «На всякого мудреца довольно простоты», Муковнин в «Марии», Соломон Захарович во «Времени женщин», Расплюев в «Свадьбе Кречинского», Купер Барклей в «Дальше – тишина…» - список ярких, разноплановых образов можно продолжать очень долго. С мальчишеской легкостью он берется за любую роль и является примером для молодого поколения труппы.
Валерий Алексеев: «Я не считаю себя великим артистом. Но, наверное, такие артисты, как я, людям нужны. На улице со мной здороваются и, как правило, сразу же улыбаются. Если я поднял кому-то настроение, принес радость, значит, не зря занимаюсь этой профессией… Осознаю, что в таком возрасте я валяю дурака, и дурака валяю не только я, но и люди старше меня, и вспоминаю фрагмент из миниатюры Михаила Жванецкого. «В институте одной собаке пришили вторую голову. Я думал: пацанва балуется. Нет, пожилые люди…».
18 апреля после спектакля «Свадьба Кречинского», в котором Валерий Алексеев исполняет роль Расплюева, мы поздравим Валерия Ивановича с юбилеем, присоединяйтесь к нам, дорогие зрители. Поздравьте в этот вечер любимого артиста, подарив ему самые громкие овации.