Печать

Здание Шебалинки начали реставрировать: какие тайны оно хранит?

16:43 16 июл 2020

В Омске стартовала реконструкция здания Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина, расположенного на проспекте Маркса. Это главный корпус училища, которое в этом году отмечает свое 100-летие. Министерство культуры Омской области направило на реставрацию фасада здания 15 миллионов рублей – после завершения ремонтных работ здание полностью преобразится, ему вернут первоначальный исторический вид. Это памятник архитектуры, «Доходный дом М.А. Кузнецова и П.А. Липатникова, начало ХХ века».  Зданию более ста лет, о его истории, а также о людях, благодаря которым оно появилось, омскому порталу «Культура» рассказал омский краевед Владимир Панасенков.

img_6889_0.jpg

Фасад здания с западной стороны 

Среди омских краеведов и историков долгое время не было единого мнения, к какому году постройки принадлежит это здание – не сохранилось никаких документов. Но с помощью иконографического метода исследования и благодаря сохранившимся историческим фотографиям и картам, это удалось сделать. Так, на плане города Омска 1898 года здания нет – ни одно из обозначенных на историческом плане строений не совпадает с контурами доходного дома. А это значит, что здание возводилось уже в начале прошлого века. Причем, как отмечает Владимир Панасенков, локация – центр Омска – обязывала владельцев здание возвести архитектурно красивое.

na_etoy_skulpture_imeetsya_avtograf_m.i._bubnova_foto_dreylinga_1936_g.jpg

На этой скульптуре имеется автограф М.И. Бубнова (фото И. П. Дрейлинга, 1936 г)

Если мы заглянем во двор, то увидим, что западный фасад разительно отличается от остальных трех. И этому есть объяснение. Раньше именно этот фасад был центральным, так как выходил на улицу Костельную. Соответственно, весь декор сосредоточен именно с этой стороны. Данный объект культурного наследия знаменит тем, что фронтон главного фасада украшают две скульптурные фигуры женщин. Краеведы проводят четкую аналогию с такими же скульптурами на бане Коробейникова по улице Пушкина, которые в 90-е годы прошлого века исчезли с фасада. Однако остались цифры – 1910. Это год окончания строительства бань. Также доподлинно известно, что отделкой фасадов занимался известный омский лепщик Михаил Иванович Бубнов (1886 – 1960), которого считают первым скульптором Омска. Несмотря нато, что он не получал специального образования, его работы можно встретить по всему городу. Краеведы делают выводы, что он и его коллеги занимались изготовлением женских фигур на доходном доме Кузнецова-Липатникова. На это указывают совпадение стиля и элементов композиции. И если смысл скульптур на банях был понятен - они держат сосуды с водой, то с дамами на фронтоне нынешней Шебалинки не все так очевидно.

brigada_mihaila_bubnova.jpg

Михаил Иванович Бубнов (в центре) и его коллеги

В мае 2015 года краеведов, в том числе и Владимира Панасенкова, ждал сюрприз – во время ремонта крыши музыкального училища на задней части одной из фигур была обнаружена полустертая художественно выполненная надпись из двух букв «МИ» - по всей видимости автограф Михаила Ивановича Бубнова. Этот росчерк можно увидеть и сейчас.

bubnov.jpg

Владимир Николаевич Панасенков предполагает, что подрядчиком строительства данного дома был его совладелец Кузнецов Михаил Андреевич (1867 - ?), преуспевший в строительной отрасли Омска. Подрядчик строил добротно и красиво, поэтому все его постройки сохранились до сих пор и считаются памятниками архитектуры. Кузнецов наверняка был знаком с Бубновым, поэтому и предложил ему заняться художественной отделкой фасада своего доходного дома.  

dom_kuznecova_tri_etazha.jpg

На этом снимке 1910 года хорошо видно здание доходного дома Кузнецова-Липатникова

Но вопрос с годом строительства здания краеведов продолжил волновать. И тут на помощь пришли фотографии начала ХХ века, на которых изображены известные строения. На открытке «Омск. Часовня в память Японской войны …», сделанной с фотографии 1910 года, видно, что доходный дом уже оштукатурен, есть кровля и две скульптурные фигуры. А на более ранних фотографиях виден процесс строительства. Исходя из этого, краеведы делают вывод, что доходный дом был достроен не позднее 1910 г., но и не ранее 1909 г.  А автор лепных украшений на фронтоне фасада – Михаил Иванович Бубнов, лепивший фасадные скульптуры для доходного дома Кузнецова-Липатникова примерно в тоже время, что и для бани Коробейникова, то есть не позднее 1910 г. Уже в советское время доходный дом имел адрес ул. Рабфаковская, 11 и был муниципализирован 23 мая 1923 г. у Липатникова П.А. По-видимому, Кузнецов свою долю продал Липатникову еще до революции.  В 1920 г. улочки Аптечная и Артиллеристская вошли в состав ул. Карла Маркса. Затем, когда её за счет сноса мешающих строений расширили, и она стала проспектом, то убогий дворовый фасад бывшего доходного дома стал главным, а парадный с лепниной и балконом – остался на задворках ул. Рабфаковской (до 1935 года – Костельной). Соответственно, дом получил новый адрес – пр. Маркса, 4а. А ул. Рабфаковская вообще перестала существовать в 70-е годы, так как ее перегородило здание Дома союзов и ТЮЗ, - пишет Владимир Панасенков в своем докладе «Доходный дом Кузнецова-Липатникова (определение даты постройки и автора лепных работ)», вышедшем в сборнике «Декабрьские диалоги» в 2015 году.

dom_trestov_20-e_gg_dom_kuznicova-lipatnikova.jpg

Здание в 20-х годах прошлого века. Дом трестов. 

Умер Михаил Бубнов, которого называют первым скульптором Омска, в 1959 году, похоронен на Старо-Восточном кладбище. И если год постройки здания с большой вероятностью установлен, как и авторство скульптур, то остается вопрос – кого или что они олицетворяют? Над этим вопросом краеведам, историкам и реставраторам еще предстоит поломать голову.

Фотографии предоставлены Владимиром Панасенковым