Здание Шебалинки начали реставрировать: какие тайны оно хранит?
В Омске стартовала реконструкция здания Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина, расположенного на проспекте Маркса. Это главный корпус училища, которое в этом году отмечает свое 100-летие. Министерство культуры Омской области направило на реставрацию фасада здания 15 миллионов рублей – после завершения ремонтных работ здание полностью преобразится, ему вернут первоначальный исторический вид. Это памятник архитектуры, «Доходный дом М.А. Кузнецова и П.А. Липатникова, начало ХХ века». Зданию более ста лет, о его истории, а также о людях, благодаря которым оно появилось, омскому порталу «Культура» рассказал омский краевед Владимир Панасенков.
Фасад здания с западной стороны
Среди омских краеведов и историков долгое время не было единого мнения, к какому году постройки принадлежит это здание – не сохранилось никаких документов. Но с помощью иконографического метода исследования и благодаря сохранившимся историческим фотографиям и картам, это удалось сделать. Так, на плане города Омска 1898 года здания нет – ни одно из обозначенных на историческом плане строений не совпадает с контурами доходного дома. А это значит, что здание возводилось уже в начале прошлого века. Причем, как отмечает Владимир Панасенков, локация – центр Омска – обязывала владельцев здание возвести архитектурно красивое.
На этой скульптуре имеется автограф М.И. Бубнова (фото И. П. Дрейлинга, 1936 г)
Если мы заглянем во двор, то увидим, что западный фасад разительно отличается от остальных трех. И этому есть объяснение. Раньше именно этот фасад был центральным, так как выходил на улицу Костельную. Соответственно, весь декор сосредоточен именно с этой стороны. Данный объект культурного наследия знаменит тем, что фронтон главного фасада украшают две скульптурные фигуры женщин. Краеведы проводят четкую аналогию с такими же скульптурами на бане Коробейникова по улице Пушкина, которые в 90-е годы прошлого века исчезли с фасада. Однако остались цифры – 1910. Это год окончания строительства бань. Также доподлинно известно, что отделкой фасадов занимался известный омский лепщик Михаил Иванович Бубнов (1886 – 1960), которого считают первым скульптором Омска. Несмотря нато, что он не получал специального образования, его работы можно встретить по всему городу. Краеведы делают выводы, что он и его коллеги занимались изготовлением женских фигур на доходном доме Кузнецова-Липатникова. На это указывают совпадение стиля и элементов композиции. И если смысл скульптур на банях был понятен - они держат сосуды с водой, то с дамами на фронтоне нынешней Шебалинки не все так очевидно.
Михаил Иванович Бубнов (в центре) и его коллеги
В мае 2015 года краеведов, в том числе и Владимира Панасенкова, ждал сюрприз – во время ремонта крыши музыкального училища на задней части одной из фигур была обнаружена полустертая художественно выполненная надпись из двух букв «МИ» - по всей видимости автограф Михаила Ивановича Бубнова. Этот росчерк можно увидеть и сейчас.
Владимир Николаевич Панасенков предполагает, что подрядчиком строительства данного дома был его совладелец Кузнецов Михаил Андреевич (1867 - ?), преуспевший в строительной отрасли Омска. Подрядчик строил добротно и красиво, поэтому все его постройки сохранились до сих пор и считаются памятниками архитектуры. Кузнецов наверняка был знаком с Бубновым, поэтому и предложил ему заняться художественной отделкой фасада своего доходного дома.
На этом снимке 1910 года хорошо видно здание доходного дома Кузнецова-Липатникова
Но вопрос с годом строительства здания краеведов продолжил волновать. И тут на помощь пришли фотографии начала ХХ века, на которых изображены известные строения. На открытке «Омск. Часовня в память Японской войны …», сделанной с фотографии 1910 года, видно, что доходный дом уже оштукатурен, есть кровля и две скульптурные фигуры. А на более ранних фотографиях виден процесс строительства. Исходя из этого, краеведы делают вывод, что доходный дом был достроен не позднее 1910 г., но и не ранее 1909 г. А автор лепных украшений на фронтоне фасада – Михаил Иванович Бубнов, лепивший фасадные скульптуры для доходного дома Кузнецова-Липатникова примерно в тоже время, что и для бани Коробейникова, то есть не позднее 1910 г. Уже в советское время доходный дом имел адрес ул. Рабфаковская, 11 и был муниципализирован 23 мая 1923 г. у Липатникова П.А. По-видимому, Кузнецов свою долю продал Липатникову еще до революции. В 1920 г. улочки Аптечная и Артиллеристская вошли в состав ул. Карла Маркса. Затем, когда её за счет сноса мешающих строений расширили, и она стала проспектом, то убогий дворовый фасад бывшего доходного дома стал главным, а парадный с лепниной и балконом – остался на задворках ул. Рабфаковской (до 1935 года – Костельной). Соответственно, дом получил новый адрес – пр. Маркса, 4а. А ул. Рабфаковская вообще перестала существовать в 70-е годы, так как ее перегородило здание Дома союзов и ТЮЗ, - пишет Владимир Панасенков в своем докладе «Доходный дом Кузнецова-Липатникова (определение даты постройки и автора лепных работ)», вышедшем в сборнике «Декабрьские диалоги» в 2015 году.
Здание в 20-х годах прошлого века. Дом трестов.
Умер Михаил Бубнов, которого называют первым скульптором Омска, в 1959 году, похоронен на Старо-Восточном кладбище. И если год постройки здания с большой вероятностью установлен, как и авторство скульптур, то остается вопрос – кого или что они олицетворяют? Над этим вопросом краеведам, историкам и реставраторам еще предстоит поломать голову.
Фотографии предоставлены Владимиром Панасенковым