Посвящение омскому художнику Станиславу Белову

18:51 19 дек 2022

В Центре "Эрмитаж-Сибирь" открылась выставка, посвященная  85-летию со дня рождения художника Станислава Белова «Мне дорог мир большой и трудный…».

Имя Станислава Кондратьевича Белова (1937–1989) известно всем, кто знаком с  культурной жизнью Омска второй половины ХХ века. Художник-график. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Профессор. Сын выдающегося сибирского живописца, народного художника РСФСР Кондратия Петровича Белова.

 «…Отцу я обязан тем, что стал художником. Общение с отцом было и остается моей главной творческой школой. Я начал учиться в ней еще малышом.  Потом был кружок в Доме пионеров, уроки Лидии Михайловны Жолобовой, педагога с тончайшим вкусом и чутьем… Затем было художественное отделение во ВГИКе , такие именитые учителя, как Ф.С. Богородский, Ю.И.Пименов… Но всегда главным учителем и примером был мой отец. Мне выпало счастье видеть, как самоотверженно работает Кондратий Петрович, знать, как глубоко и масштабно он мыслит. От его крестьянских корней  - моя любовь к сибирским просторам, к лесам, полям, рекам «малой родины…» (Станислав Белов, «Омская правда», 1987 год).

Станислав Кондратьевич Белов был и признанным художником, и общественным деятелем, и педагогом. Прожив недолгую жизнь, всего 52 года, он сделал многое. Современники отзываются о нем, как о человеке активном, деятельном, обладающим таким даром, как способность объединять людей. Когда после окончания художественного факультета ВГИКа, Станислав Белов вернулся в Омск, то сразу попал в среду шестидесятников, ярких личностей, у которых были разные художественные школы.

«…Институтская школа – на всю жизнь. Я благодарен судьбе за учителей, за «однокашников», составивших цвет советского кино, сколько дало мне общение с Ларисой Шепитько, Людмилой Гурченко, Андреем Тарковским, Василием Шукшиным! Какая честь выпала нам, когда на дипломные выставки приходили Герасимов или Ромм! Да, поиск вариантов – в чем-то от ВГИКа»(Станислав Белов,«Вечерний Омск», 1987 год).

В 1961 году Станислав Белов работал главным художником Омского телевидения, в этом же году показал свои работы  на  областной выставке молодых живописцев. Через год  был принят  кандидатом в члены Союза художников РСФСР, тогда же стал  преподавателем кафедры живописи и рисунка Омского педагогического института. В 1976 году заведовал этой кафедрой. Профессор, в 1987-ом награжден знаком «Отличник просвещения СССР». Возглавлял Омскую организацию Союза художников РСФСР с 1981 по 1985 годы. Принимал участие в областных, зональных, республиканских и зарубежных выставках. В советское время выставлялся во Франции и Венгрии. Имел несколько персональных выставок, совершал многочисленные  творческие поездки по сибирским рекам, городам Древней Руси, земле Вологодчины, Тобольску.  Его произведения приобретались Министерством культуры РСФСР, Художественным фондом России, частными коллекционерами.  

«В молодости я работал очень быстро: день, полтора – и гуашь или акварель  готова. Теперь – иначе. В мои годы уже нет  юношеской жадности, четче определяются пристрастия, строже производится отбор тем и выразительных средств. И при этом работаешь с чувством возврата в дорогое прошлое и щемящим ощущением дистанции, отделяющей тебя от него…» («Омская правда», 1987 год).

В выставочном зале  музея «Эрмитаж-Сибирь» собраны работы художника, по которым можно проследить его творческий путь – от революционной тематики, которая была основным идеологическим инструментом тех лет, до проникновенной нежности и праздничности в картинах последнего периода жизни. Серии картин  «Комсомол советской деревни», «Коллективизация», «Юность отца» - названия говорят сами за себя. Способность работать сериями, как бы разбивая сюжет на кадры, умело передавать атмосферу события, соединять персонаж с окружающей средой – профессия художника кино сказывалась  всегда.

По мнению куратора выставки старшего научного сотрудника Натальи Муратовой, мощное влияние на развитие мировоззрения Станислава Кондратьевича оказали поездки в Вологду, Суздаль, Владимир в середине 70-х годов. Художник открыл для себя древнерусскую культуру и итогом открытий стали  не только пейзажи Золотого кольца России. Станислав Белов обязательно изображает жизнь людей в этой среде. Ждут ли они пароход, танцуют, уходят на войну, учатся  - все это рассказы о людях, поэтому эти работы интересно рассматривать.

Когда началась Великая Отечественная война, Станиславу Белову было четыре года. Что-то он помнил о ней, но, видимо, урывками и поэтому к серии работ под названием «Город в тылу» художник возвращается дважды – в 70-е годы и в 1985-ом. Эта тема держала его много лет. Полотна «Родная школа», «Солдаты», «Майское утро», серия «После войны» написаны в 1985-1986 годах. Вглядываясь в них, узнаешь омские дома и улицы - Тарская, Красный путь, Партизанская. И люди – разные, но каждый как примета времени.

Завершают юбилейную выставку Станислава Белова совершенно неожиданные по цветовой гамме работы 1986 года – «Зимняя сказка», «Русский праздник», «Октябрь на Красном пути». Светлые, радостные, жизнеутверждающие. Дополнением к произведениям, показанным на выставке, служат  материалы из личного архива художника, хранящегося в Музее имени М. А. Врубеля, а также блокноты с рисунками, фотографии и документы из Омского музея Кондратия Белова.

Все картины, представленные на выставке в «Эрмитаже-Сибирь», -  из собраний Музея изобразительных искусств им. Врубеля. Всего их в хранилище более 50. На вернисаже можно увидеть 37. И это первая столь крупная экспозиция, посвященная творчеству заслуженного деятеля искусств РСФСР Станислава Кондратьевича Белова.

 «…Я кругом в долгу: и перед памятью отца, и перед родным институтом, и перед своими земляками. Очень хочется работать…». (Станислав Белов. «Вечерний Омск», 1987 год).

 

 

 

Маргарита Зиангирова

    Предыдущий Следующий