Юлия Терехина: «Нужно работать и работать…»

12:15 10 янв 2023

Прошедший год для художника Юлии Терехиной был удачным. На 21-ой Областной выставке-конкурсе творческих работ преподавателей изобразительного искусства «Сокровенное», посвященной 200-летию Омской области,  Юлии Георгиевне за работу «Диптих. Хранитель» был вручен Гран-при. В те же дни в «Либеров-центре» состоялось открытие ее персональной выставки «Зимний сон», на которой художник представила свои лучшие работы.

Юлию Терехину называют современным художником-прикладником. Искусствоведы говорят о ее работах, выполненных в технике фелтинга (валяния), как о произведениях искусства, которым присущ определенный изобразительный язык, но в которых неизменными остаются законы композиции, цвета, приемы монументальности.

Мы встретились с Юлией Георгиевной после мастер-класса по валянию, который она давала в канун Рождества в «Либеров-центре», и первым делом заговорили о работах, демонстрируемых на выставке «Зимний сон».

- Эта ретроспективная выставка с зимним подтекстом. Родилась она спонтанно, меньше, чем за неделю. Пришлась к месту и ко времени -  как вид декоративно-прикладного искусства она создает особую атмосферу. Например, в полотне «Когда деревья были большими» сюжет изначально  был о детстве. Но как это показать? На контрасте больших деревьев и маленького человечка. Для художника очень важна композиция. Это наше все, тот самый язык, при помощи которого можно донести мысль. Здесь не обязательно быть реалистичным, важна определенная стилизация, композиция – все работает на идею. Работы рождаются в связи с какими-то жизненными событиями. После путешествия по Алтаю родился триптих «Время собирать». Отпуск - это неторопливое  созерцание природы, когда можно все рассмотреть, полюбоваться. От этой работы, не смотря на ее динамичность, у меня есть ощущение равновесия, застывшего времени.

- Когда  вы работаете, то делаете наброски, эскизы?

- На некоторые работы  делаю наброски на картоне в полную величину. Это касается фигур людей, даже камней. Ведь на кону большой объем работы, промахнуться нельзя. Точно так же делают художники мозаики или фрески, иначе нельзя,  это очень затратные виды деятельности. Почему я начала заниматься шерстью? Меня поразило то, что шерсть – цветная и то, что ею можно делать  живопись. До этого я занималась батиком, интересовалась керамикой,

- От чего зависит время исполнения работы - от вдохновения или на первом месте стоит упорный  труд?

- Зависит от выверенности в голове идеи и времени, которым ты располагаешь. Должна выкристаллизоваться сама идея, картина в целом. Когда четко понимаешь то, что делаешь, когда есть эскиз и все ложится по цвету, то можешь сделать работу дня за три. Шерсть долго раскладывается, а  валяется гораздо быстрее. Это достаточно трудоемкий вид декоративно-прикладного искусства.

- Какими качествами, помимо таланта, должен обладать художник?

- Он должен быть дисциплинированным и организованным. Вдохновение может прийти неожиданно, а у тебя нет ни навыков, ни умения. Поэтому нужно быть, как пионер, всегда готовым. А для того, чтобы навыки были, нужно работать, работать и работать. Поэтому выставки в этом плане организовывают.

- Валяние стало искусством лет 20 назад…

- Искусство – это громко сказано. Валяние относят к разряду рукоделия, самостоятельному виду декоративно-прикладного искусства. Часто его ставят в один ряд с гобеленом. Мне кажется, этот вид творчества еще не раскрыт. Я вижу в нем большой потенциал. Если бы у меня было больше времени и сил, то  я бы уделяла максимум внимания этому делу. Не понимаю, почему валянием занимаются только женщины, а не мужчины?! Ведь много мужчин-гобеленщиков. А валяние - такая благодатная почва, можно столько всего напридумывать! Это хороший физический труд и это отнюдь не рукоделие. Назвав этот вид творчества рукоделием, его нивелировали, может быть, поэтому ему и уделяется мало внимания. Художники не видят в нем потенциала.  А ведь можно делать ковры и другие объемные вещи.

- Но, тем не менее, именно ваша работа по валянию получила Гран-при на конкурсе «Сокровенное». Главный приз стал для вас неожиданностью?

- Да.

- У вас есть мечта сотворить что-то особенное из шерсти?

- Моя работа «Две реки» про Омку и Иртыш сейчас находится в музее «Истории Омска». Хочется сделать что-то подобное с изображением воды и камня. Людям нравится такое сочетание в исполнении шерсти. В планах поработать над этим.

- Вы учились на худграфе Омского педуниверситета, где вашими учителями были известные художники Геймран Баймуханов, Михаил Разумов. А теперь вы уже и сами учите детей…

- Долго преподавала в ДХШ №9, сейчас работаю  в школе искусств. Преподаю рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, композицию. Очень люблю своих деток. Они сильно отличаются от нас в их возрасте. Например, в наше время мы везде записывались сами, а родителей просто ставили в известность. И для нас не существовало расстояний. Я жила на Рабочих, а училась в ДХШ №1. Ездила с пересадками, потом шла пешком на набережную. И еще ходила в обычную школу и  музыкальную. Мы были более самостоятельные, трудолюбивые, умели добывать информацию. Современные дети хотят, чтобы все было быстро, эффектно. Они не хуже, не лучше нас, они просто другие.

- А ваш сын уже приобщается к творчеству?

- Мой сын – фантазер. Через год пойдет в школу.  Как преподаватель живописи  я вижу, что и как он будет рисовать. Долго, медленно, подробно-преподробно, мелко-премелко. Есть такая категория творческих людей, которые видят мир в деталях, чаще всего это мальчики.

- Кто и что в искусстве вам нравится?

- Импрессионисты. Коровин, Мане. Из прикладного творчества люблю горячий батик и керамику. Меня больше привлекает все, что касается природного, но не сильно монументального по форме.

 

 

Маргарита Зиангирова

    Предыдущий Следующий