«Мы с тобой два берега…»

12:31 23 янв 2023

Справка

Маргарита Артуровна Лаврова, советская и российская театральная актриса. Родилась 29 января 1928 года в городе Киеве. С 1945 по 1953 годы отбывала срок на спецпоселении в Воркуте. Актриса Воркутинского лагерного театра. Ведущая актриса Омского театра музыкальной комедии, Омского музыкального театра (1965 – 2008). Заслуженная артистка РСФСР. Ушла из жизни 3 ноября 2022 года.

Виктор Дмитриевич Лавров, советский актер и режиссер. Родился в Харбине (Китай) 14 декабря 1921 года. Закончил коммерческое отделение Маньчжурского университета. Премьер Харбинского музыкального театра с 1941 по 1945 годы. Отбывал срок в ГУЛАГе с 1945 по 1953 годы. Артист лагерного театра в Воркуте. Главный режиссер Омского театра музыкальной комедии (1965-1971). Заслуженный артист РСФСР. Ушел из жизни в марте 1971 года.

Так начиналась легенда

25 августа 1945 года командующий Первой Краснознаменной армией генерал Белобородов давал банкет в харбинском «Ямал-отеле». Повод был отменный: освобождение Харбина от японских оккупантов. На банкет были приглашены лучшие артисты города, среди которых оказался и сын русских эмигрантов Виктор Лавров, больше известный публике под сценическим псевдонимом Турчанинов. Генерал поблагодарил артистов за чудесный концерт и особенно, как он сказал, «за прекрасные русские сердца, которые они сумели сохранить на чужбине». Ощущение большого счастья и радости так захватило русских харбинцев, что растрогавшись, они сразу же приняли приглашение военачальника посетить японское консульство. И лишь время спустя артисты заметили, что окружены солдатами, которые, не церемонясь, заталкивают их в подвал. Так закончилась одна жизнь и началась совсем другая.

Виктор Лавров, вместе с другими арестованными харбинцами, был отправлен на лесоповал в Восточно-уральский лагерь, где чуть не погиб от истощения,  отказавшись петь по ночам лагерному начальству. А в 1951 году артиста перевели в Воркутинский Речлаг, где Лавров организовал театр, в котором все женские роли играли мужчины.

Он появился в Воркутинском музыкально-драматическом театре в 1954 году – худой, голодный, больной. Через какое-то время артист пришел в себя, вошел в репертуар и стал премьером этого необычного театра. На его  сцене   Виктор Лавров поставил оперетты «Веселая вдова», «Марица», «Морской узел». Здесь он обрел семейное счастье, встретив жившую на спецпоселении Маргариту Рейзвих, сосланную вместе с сестрой и матерью  за принадлежность к семье обрусевшего немца.

Супруги Лавровы были реабилитированы в 1956 году «за отсутствием состава преступления». Все 11 лет, проведенных в лагере и на спецпоселении, Виктор Дмитриевич  внушал себе, что на самом деле является врагом народа -  так было легче пережить лишения.

И красота, и вдохновенье. И жизнь

Красота Маргариты Лавровой была освещена внутренним светом. Будучи советским ребенком, до 13 лет она училась в обычной школе, получая одновременно и домашнее образование. Семья всегда скрывала свое дворянское происхождение, но скрыть уклад жизни, стиль общения, общую культуру было невозможно. Это Маргарита Артуровна сохранила до конца жизни. Семья была большая, кроме родителей, матери – оперной певицы Лидии Новоборской, отца – главного инженера Киевской кондитерской фабрики Артура Рейзвиха, сестры Ариадны, бабушки, в одном доме проживали дядя сестер Ананий с женой Ниной. Ананий был из числа первых русских летчиков и еще до революции испытывал аэропланы. В один из полетов машина разбилась,  летчик выжил, но остался прикованным к инвалидному креслу до конца жизни. Чтобы как-то занять себя, Ананий стал давать частные уроки математики и немецкого языка, в том числе и племяннице Рите. Немецкий язык она помнила до конца жизни.

А потом была фашистская оккупация, жизнь в Германии, возвращение в СССР, Харьковский фильтрационный лагерь, спецпоселение в Сыктывкаре и добровольный переезд в Воркуту – в этот заполярный город они попросились сами. Потому что там был театр.

Крепостной театр в Заполярье

Полное его название при создании – «Музыкально-драматический театр управления «Воркутстроя НКВД СССР», позднее комбината «Воркутауголь МВД СССР». Первые партии заключенных были привезены сюда еще задолго до  войны.  Пароходы, груженные лишенцами, шли Северным морским путем,  далее сотни километров конвой гнал этап пешком. В голой тундре люди рыли  землянки, а в вечной мерзлоте им предстояло строить шахты и прокладывать железную дорогу. В официальной прессе тех лет это называлось «освоением Печорского угольного бассейна».

Тысяча девятьсот сорок третий  год. Стране нужен уголь, а главный его поставщик – Донбасс - оккупирован немцами. И все внимание Сталина переключается на Воркуту - как основного поставщика бесценного топлива. А значит, этот огромный кусок земли в системе ГУЛАГа требует обновления. В карательную систему страны возвращается понятие «каторга». Первыми каторжанами с цифрами вместо имен становятся жители СССР, жившие  на  оккупированных территориях. А далее, по уже отработанной схеме, сюда отправляются уголовники, политические, инженеры, деятели науки и культуры, колхозники. Кто-то украл колосок, кто-то неудачно пошутил, кому-то немецкий рояль показался лучше советского… 

Новым начальником «Воркутлагеря» становится  инженер-полковник Михаил Мальцев, до этого командовавший  под Сталинградом саперной армией.  Ему поставлена задача: в кратчайшие сроки повысить добычу угля, построить новые шахты и действовать по законам военного времени. Огромные партии угля стали отправляться на Большую землю и даже в блокадный Ленинград. Но будучи опытным руководителем, инженер-полковник понимал, что на одних приказах далеко не уедешь, что людям нужна хоть какая-то радость. И  такой радостью стало предложение каторжанина Мордвинова о создании в Заполярье профессионального театра.

Бывший главный режиссер Большого театра, любимый ученик Немировича-Данченко, профессор Московской консерватории Борис Аркадьевич Мордвинов сидел  в лагере с 1941 года. Днем работал в порту, а вечерами вел  клубную самодеятельность. Ему и поручил Михаил Мальцев «в кратчайшие сроки представить свои соображения и перечень необходимого». Соображения были представлены через три дня, а через два месяца в переоборудованном под театр поселковом доме шахтера был дан первый спектакль. Им стала оперетта Имре Кальмана «Сильва».

За один месяц по всем воркутинским лагерям была собрана труппа – вокалисты, музыканты, балетные, художники, бутафоры, костюмеры, осветители. На улицах Воркуты, когда конвой вел группу артистов из лагеря в театр и обратно, горожане останавливались и снимали шапки. Таким было уважение людей к служителям заполярной Мельпомены. Первая труппа Воркутинского музыкально-драматического театра блистала именами. Кого там только не было!  Солист Всесоюзного радио, первый исполнитель песни «Широка страна моя родная…» Борис Дейнека, певец Виталий Головин – сын знаменитого баритона Большого театра Дмитрия Головина, им обоим приписали убийство жены Мейерхольда Зинаиды Райх, дирижер Владимир Микошо, артистка Московского театра сатиры Валентина Токарская и еще очень много  известных имен. Они-то и стали сценическими учителями юной актрисы Маргариты Рейзвих. Ее первой ролью на профессиональной сцене был образ  Татьяны из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин».

Короткая длинная жизнь

После отъезда из Воркуты в 1957 году Маргарита и Виктор Лавровы работали в разных театрах страны. Стали заслуженными артистами РСФСР. В середине 60-х годов они обосновались в Омске. За те неполных 14 лет, что судьба отпустила Виктору Лаврову после воркутинских лагерей, он успел сделать многое: поставил более десяти спектаклей, окончил с красным дипломом театроведческий факультет ГИТИСа, аспирантуру по режиссуре. Он подружился с Александром Твардовским, знал наизусть все его стихи и загорелся желанием инсценировать «Василия Теркина». Поэт долго сопротивлялся, не мог представить свою поэму на сцене театра музыкальной комедии. Три года шли переговоры. Лавров вместе с композитором Анатолием Новиковым показывали мизансцены, проигрывали музыку и в итоге Твардовский махнул рукой: «Ставьте!».  Премьера состоялась в декабре 1971 года, после смерти Лаврова. Это была первая постановка оперетты-песни «Василий Теркин» в СССР. В сценической версии Виктора Лаврова спектакль шел во многих театрах Советского Союза.   Маргарита Лаврова сыграла в «Василии Теркине» роль Смерти. Ей не пришлось вживаться в  образ, он только что стоял рядом.        

После смерти супруга Маргарита Артуровна осталась жить в Омске.  Она продолжила служить в Омском театре музыкальной комедии, затем в Омском музыкальном театре. За почти полвека артистической деятельности ею было сыграно несколько десятков ролей в советских и классических  опереттах, мюзиклах, оперных спектаклях. «Веселая вдова», «Марица», «Сильва», «Фраскита», «Баядера», «Принцесса цирка», «Моя прекрасная леди», «Евгений Онегин», «Золотой теленок» - малая часть  репертуарной палитры заслуженной артистки РСФСР Маргариты Лавровой.

Не выживать, а жить

Последний период жизни Маргариты Лавровой - после ухода из Омского музыкального театра в 2008 году - вряд ли можно назвать легким. Привыкшая быть всегда в коллективе, воспринимавшая театр как свою семью, она осталась одна. Вот тогда в доме появилась Малышка, бездомная псина, подобранная на улице и ставшая для Маргариты Артуровны больше, чем просто собака. Актриса  не унывала. Полностью посвятила жизнь братьям нашим меньшим: ежедневно готовила еду живущим в округе бездомным кошкам и шла их кормить в любую погоду.  Ее маршрут начинался  от порога квартиры на третьем этаже и вел через несколько дворов к подвалам, где  обитали питомцы. На обратно пути Легенда омской сцены  заходила в местный магазинчик, покупала еду себе, кошкам и возвращалась домой. На недлинный путь в триста метров ежедневно уходило по восемь часов.

А потом мир Маргариты Артуровны ограничился  стенами  квартиры, комнаты. Из телевизора она узнавала все новости.  Ни на что не жаловалась, никому не докучала. Считала, со всеми «сюрпризами» своего возрастом должна справляться сама. К ней приходили друзья, соседи, волонтеры из благотворительного фонда «Обнимая небо».  А когда ее не стало, на церемонию прощания в театр пришли даже сиделки и соцработники. Они полюбили ее за терпение.

***

Все перипетии  жизни супругов Лавровых отражены в биографической монографии «Благодарю судьбу» (автор Светлана Гаврилович, 2018 г.). Документальный фильм «Театр за колючей проволокой» (реж. Инна Кокорина, авт. сценария Елена Медведская и Инна Кокорина, 2019 г.) стал лауреатом Международных конкурсов документального кино «Россия» и «Сталкер». Биографическая кинолента «Принцесса оперетты» (реж. Инна Кокорина, 2020г.) посвящена жизни заслуженной артистки РСФСР Маргариты Лавровой. Оба фильма сняты при поддержке Российского исторического общества, возглавляемого Сергеем Нарышкиным.

Судьба Маргариты и Виктора Лавровых – это пример неординарности истории нашей страны,  материал, с которым надо обращаться осторожно. Жизнь Маргариты Артуровны и Виктора Дмитриевича привлекала и еще долго будет привлекать  интерес людей пишущих, снимающих, историков, музейщиков и поклонников всех возрастов. А значит, они будут долго жить в людской памяти.

 

 

Маргарита Зиангирова

    Предыдущий Следующий