Анастасия Кичигина как самостоятельная единица в искусстве

18:00 26 янв 2023

В канун нового года в Историческом парке «Россия – Моя история» открылась выставка работ  Анастасии Кичигиной «Девять жизней».

Главным героем экспозиции  стал символ наступившего года – кот (кролик). Тема котов одна из любимых в творчестве Анастасии Кичигиной.

В экспозиции представлено около 50-ти работ, созданных в период с 2000 по 2022 годы. Все они посвящены истории братьев наших меньших. Пушистые герои выставки уникальны – у каждого свой характер, повадки, история.  Среди работ художницы есть серия «Городские коты», посвященная жизни как городских бродяг, так и домашних любимцев.

Как говорит сама Анастасия: «На моих работах они как будто и правда  девять жизней проживают».

В настоящее время произведения Анастасии Кичигиной хранят городской музей «Искусство Омска», Приморская картинная галерея (Владивосток), Галерея Омского искусства (Краснодар), Кемеровский городской музей изобразительного искусства, Елабужский государственный музей-заповедник, «Арт-галерея Романовых» (Красноярск), галерея «Диас» (Иркутск), культурно-выставочный центр «Вернисаж» (Прокопьевск). Много картин находится  в частных коллекциях России, Германии, Голландии, Италии.

- Анастасия, ваши работы на выставке можно разбить по сериям….

-  Изначально мне предлагали меньшую площадь и серии «Городские коты» мне бы хватило, чтобы разместить все картины, а когда ошарашили тем, что  будет огромный выставочный зал, то я добавила работы из серии «Пьеро».

-Как возникла эта тема?

- Пьеро сам по себе – это собирательный образ. Каждый из нас хоть раз в жизни побывал на его месте. Но мой Пьеро – это мечта о Венецианском карнавале. Это, пожалуй, единственный город, где карнавал заполоняет все улицы. Вначале были батики на эту тему. А потом один продвинутый знаток живописи спросил, почему я не рисую Пьеро маслом? И предложил нарисовать… цирк! Цирк не получился, но Пьеро с тех пор перешел в формат живописи. Пьеро – это настроение.

- Вы преподаете…

-… рисунок и живопись в ОмГТУ, на кафедре «Дизайн».

- Как художнику вам интересно работать со студентами?

- Все-таки живопись – это практика, а многие студенты этого не понимают. Они думают, что достаточно выучить теорию и можно идти дальше. К нам на кафедру чаще всего приходят отличники, которые привыкли учиться, но они так же привыкли достичь определенного уровня знаний и переходить к следующему вопросу, а мысль о том, что это должна быть постоянная практика, со своими взлетами и падениями, многих или пугает, или возмущает до глубины души. Они - работяшки, но однажды получив «пять», они считают, что смогут получать «пятерки» по дисциплине и дальше, априори, и сильно огорчаются, когда понимают, что это не так. Хотя бывают очень талантливые студенты, а главное – упорные, не останавливающиеся на достигнутом. Люди стали позднее взрослеть. Раньше в 17 лет - это был половозрелый человек, который мог принимать решения и отвечать за свои поступки. А сейчас это дети. Не понимают ответственности за свою жизнь, последствий своих поступков. Я такой была в классе  5-ом, 6-ом. С одной стороны, с ними интересно работать, с другой, как будто попадаешь в свой кошмар практиканта.

- В одном из интервью вы сказали, что в Омске много талантливых людей, но город для них не приспособлен.

- Город купеческий, творчество здесь редко приживается. Люди, у которых есть деньги на искусство, все деловые, все должно приносить прибыль, бонусы какие-то. И отношение чаще всего: «Ну и что, что ты красиво нарисовал. С этого поиметь что-то можно?».

- Вы на заказ работаете?

- Конечно, если такой заказ поступает, но это случается редко. Несколько раз заказывали портреты. А написать на заказ натюрморт, пейзаж… Нет, такого не было. Недавно, например, попросили сделать копию моей работы из серии «Пьеро». Говорю заказчику: так оригинал же есть. Но человек захотел на холсте. Необычно было копировать свою же работу. Это был забавный опыт.

- Заметила, что ваши картины часто заходят на рамы, как продолжение рисунка.

- В свое время был такой популярный ход: рама тоже часть картины.

- А как художники относятся к своим коллегам условного Ника?

- Могу сказать, что такие люди умеют зарабатывать деньги, мастера самопиара. Это больше проект, чем творчество. К сожалению, люди разучились воспринимать искусство как таковое, понимать суть произведений. Все равняется с фотографией. Или вот грандиозная афера Васильевой. За два года домашнего ареста наваяла картин и стала почетным академиком Академии художеств. И когда смотришь на это, то думаешь: а я-то зачем училась? Но я таким людям не завидую. Это всегда аукивается.

- У вас есть серия картин артистов Омского театра драмы. Вы писали их с натуры?

- Делала зарисовки. Народная артистка РСФСР Елена Ивановна Псарева, например, позировала мне в старой курилке театра. Она  что-то рассказывала, а я ее зарисовывала. Потом сделала портрет. Я именно так работаю: делаю серию зарисовок, понимаю, что именно хочу на портрете показать. Начинаю работать и потом на один сеанс приглашаю человека, чтобы пописать с натуры. Но с Еленой Ивановной так не вышло, она приболела. И я дописывала с зарисовок. На выставке 1999 года было много моих портретных работ артистов театра драмы: Юрия Ицкова, Юрия Музыченко, Елены Псаревой, Надежды Надеждиной, Татьяны Филоненко – актеров труппы, собранной еще Мигдатом Нуртдиновичем Ханжаровым. Моя мама работала в пошивочном цехе театра, и я с детства знала всех артистов того состава. После выставки подарила портреты актерам и некоторые отдала в СТД.

- Настя, вы – кандидат философских наук. Как художник приходит к мысли защитить диссертацию?

- Не без помощи окружающих. Я этому долго сопротивлялась.

- Фамилия вам помогает в жизни?

- В обычной жизни, да. А в плане творческой карьеры мешает. Потому что чаще всего первая фраза обо мне  «дочь знаменитого омского художника». Ребята, ну я же отдельно от него, другая совсем, мысли другие, рука. Тоже творчеством занимаюсь, но не его же картины повторяю. И если говорить, что я дочь известного художника, тогда надо говорить, что я и дочь портнихи, например. А Георгий Петрович Кичигин – непревзойденный мастер. До его уровня я, может быть, и не доберусь никогда, потому что он талантливый и занимается творчеством большую часть своей жизни. Он отвлекся от творчества и пошел работать в образование уже сложившимся художником. У него была хорошая почва, чтобы развиваться как художнику. И он не упустил ни одного шанса. И в Греции писал, и в Гамбурге был по приглашению, и много где еще. А для художника новые впечатления – это всегда шаг вперед. Когда я училась в институте, то многое повторяла за отцом, потому что лучшего не знала. Злилась на себя, когда не получалось так же: четко, чисто, быстро, все подробно и ничего лишнего. Для меня это был высший пилотаж. И я долго слышала в свой адрес: повторяешь за отцом. Тогда у меня котики и появились. Вот вам! А мне сказали: о, как классно! Ну, ладно, я еще нарисую. Кто я такая, чтобы себя по рукам бить и не рисовать, тем более, если это нравится окружающим? Я на котиках столько приемов перепробовала!

- Вы сказали, что Георгий Петрович  рисует быстро, а вы?

- Я думаю долго. Мне надо картину выносить в себе. Есть работа, которую я задумала в 2017 году, а написала в 2020-ом, просто потому, что окончательная картинка в голове не складывалась.

- А как приходят названия ваших картин?

- Их я рожаю сложнее, чем рисую.

- Художник может иметь мечту написать какую-то определенную картину?

- Может быть тема, которая преследует тебя. Все время кажется, что ты не дорисовал. Не все сказал. Насчет моей личной творческой мечты: мне всегда хотелось поездить по разным странам и по мотивам того, что я увидела, писать, писать, писать. Хотя по творческому складу я не пленэрист, но каждый пленэр дает толчок в развитии, новые впечатления, новые темы, новые мысли, расширяет кругозор. Начинаешь под иным углом смотреть на мир.

- Спасибо за беседу.

 

Справка
Анастасия Георгиевна Кичигина, живописец, педагог, доцент кафедры "Дизайн" Института дизайна, экономики и сервиса ОмГТУ, доцент кафедры иконописи Омской духовной семинарии, член Союза художников России, кандидат философских наук, родилась и живёт в Омске. Детство Анастасии прошло в творческой среде, и она с ранних лет знала, что станет художником.
В 1997 году окончила художественно-графический факультет Омского педагогического института им. А.М. Горького, в 2007 – аспирантуру Омского технического университета. Работала проектировщиком на Омском творческо-производственном комбинате художественного фонда РСФСР (1997-2001), художником по костюмам в
«Пятом театре» (1999). Член Российского авторского общества (1999). Доцент кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства» Омского технического университета. Автор научных трудов и учебных пособий. Участница выставок разных уровней и пленэров с 1997 года. Основные техники и материалы, используемые в работах: холст, масло, акрил, оргалит