В Омске откроется выставка «Александр Дейнека. Над временем»
В Омском государственном музее изобразительный искусств имени М.А. Врубеля 16 февраля откроется выставка "АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. Над временем" из собрания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки.
В экспозиции во Врубелевском корпусе (ул. Ленина, 3) будут представлены 100 произведений, созданных известным советским художником Александром Дейнекой с 1910-х по 1960-е годы, – живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, личные вещи художника.
Курская картинная галерея впервые показывает такую объемную выставку за пределами своего музея. Авторам выставочного проекта «Александр Дейнека. Над временем» хотелось показать искусство мастера с позиции качества, а не идеологии. Абсолютно ложащееся на историю страны творчество Александра Дейнеки по-прежнему часто интерпретируется как символ тоталитарного государства. Однако с течением времени приходит понимание, что искусство этого мощного, стилеобразующего мастера гораздо шире и глубже предлагаемых рамок.
У выставки «Александр Дейнека. Над временем» множество измерений. Она об истории страны и ее героях, об эволюции художника и его активной сопричастности всему, что происходило вокруг, о его «восторге перед жизнью» и конце иллюзий об идеально обустроенном мире.
Структура выставки традиционно делит творчество художника на десятилетия: в первом зале зритель сможет увидеть работы 1910-х – 1930-х годов, начиная с ранних живописных опытов времени учебы в Курске и Харькове, во втором – произведения 1940-х – 1960-х годов, в которых творческая манера признанного мастера и уважаемого педагога хорошо узнаваема. Визуальный ряд экспозиции лишен жесткой хронологической последовательности, он выстроен по аналогии с человеческими воспоминаниями, блуждающими от прошлого к настоящему и в обратном порядке.
Более важным для устроителей было, объединив произведения по стилистическим признакам, передать атмосферу провинциального города, в котором рос Дейнека, или попытаться заглянуть в «тайную дверь» его воспоминаний, обнаружив не «амбициозного, блестящего, непримиримого», а тонкого лирического художника. Выразить настроение грандиозных перемен и сломов с их низвержением старого и созиданием нового, столь созвучного темпераменту художника. Попытаться показать присущую Дейнеке энергию, ритм, темп и ощущение бесконечного движения.
Пытливый зритель обратит внимание на то, что все герои Дейнеки, особенно его лучших молодых лет (1920-е – 1940-е), бегут, летят, прыгают, преодолевают. Известная влюбленность мастера в современность, в спорт, в технику, в труд «счастливого человека» позволили объединить часть произведений по тематическим признакам: спорт, труд, авиация.
В числе представленных на выставке произведений зрители увидят известные живописные работы «Автопортрет в панаме» (начало 1920-х), «Портрет художника К. А. Вялова» (1923), «В воздухе» (1932), «Натурщица» (1936), «Пионер» (1934), одно из лучших произведений военного времени «В оккупации» (1944) и «Футболист» (1932), много лет выступающий символом советского искусства на международных выставках. В произведениях «Деревенские ребята» (1937), «Осенний букет» (1933), «Мать и сестра» (1954) Дейнека предстает как тонкий лирик.
Часть экспозиции займут графические произведения – редкий и бесценный материал, дающий возможность проследить творческую эволюцию автора и увидеть захватывающий процесс фиксации его художественных переживаний. Графика Дейнеки разнопланова. Это и эскизы к программным картинам «Оборона Севастополя» (1942), «Сбитый ас» (1943), «Эстафета по кольцу "Б"» (1947), иллюстрации для журналов и детских книжек, эскизы фресок по цветной штукатурке на темы спорта и отдыха для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и знаменитых мозаик для станции Московского метрополитена «Маяковская». В точных линиях ощутимы контуры будущих монументальных произведений, ставших художественным исследованием, арт-репортажем и авторской оценкой ряда событий и явлений истории – индустриализации Донбасса, бурного развития спорта, событий Великой Отечественной войны.
Оправдывая название выставки «Над временем», авторы проекта хотели бы предоставить возможность зрителю убедиться в красоте и современности художественного языка Дейнеки, а может быть, и решиться на самостоятельную интерпретацию заложенных автором смыслов, рифм и аналогий. Безусловно, это требует более широкого взгляда на изобразительное искусство. Для облегчения этой задачи почти все работы сопровождены короткими аннотациями, позволяющими получить более полную информацию об авторе и его произведениях. Также на выставке можно будет в игровой форме закрепить полученные знания и еще раз погрузиться в мир образов Александра Дейнеки.
Выставка будет интересна широкому кругу любителей искусства. Она будет работать до 21 мая.
Куратор – Ирина Юрьевна Цуканова, старший научный сотрудник Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки