И небо позднего августа может быть светлым…

9:52 14 мар 2023

Спектакль «Небо позднего августа». По пьесам Тони Яблочкиной «Переспать с Леной и умереть», Ивана Антонова «Как я простил прапорщика Кувшинова», Игоря Яковлева «Небо позднего августа». Режиссер – Петр Шерешевский. Сценография и костюмы – Елена Сорочайкина. Художник по свету – Александр Рязанцев.  Композитор – Ванечка ("Оркестр приватного танца"). Омский академический театр драмы. Премьера состоялась 11 марта 2023 года.

 

Спектакль «Небо позднего августа» в Омском академическом театре драмы можно назвать мини театральным сериалом. Использование кинематографической атрибутики - экрана, кинокамер, видеопроекции,   а так же условностей сериального кино позволяют так говорить.

На брифинге, организованном для журналистов перед началом просмотра, режиссер Петр Шерешевский объяснил свой метод работы:

- Пару лет я увлечен использованием видеоэкрана на театральной сцене, тем, что можно называть онлайн-театром, онлайн-кино. Это еще одно выразительное средство, которое появилось в театре с развитием медиа-технологий, и мне как режиссеру интересно на этом языке разговаривать.

Актер Руслан Шапорин, исполнитель одной из главных ролей, поделился своими ощущениями:

-  Поначалу было непривычно, потому что, кроме знакомых театральных форм существования, возник элемент киносъемки. Этот способ позволяет артисту существовать без передачи энергии со сцены в зрительный зал.

В основу сценической версии спектакля взяты три самостоятельные истории с законченными сюжетами. Их переплетение состоялось в режиссерской версии Петра Шерешевского и в итоге предстало как горизонтально-вертикальный сериал, в котором новая серия продолжает предыдущую и, вместе с тем, в каждой из них происходит развитие новой истории.  В течение трех часов зритель наблюдает обычные бытовые истории, которые происходят в жизни почти каждого человека. Алексей (арт. Руслан Шапорин) переживает кризис среднего возраста. Внешне он благополучен – хорошая работа, молодая жена, достаток. Но отчего-то лучшим другом становится собака – она и на сцене предстает огромным созданием, правда, неодушевленным. Как попытка выбраться из кризиса – общение с коллегой по работе Леной (арт. Кристина Лапшина). Но девушка тонет в своих проблемах  - состоялся крах ее столичной жизни. Работы нет, за аренду квартиры платить нечем. Нужно возвращаться домой, и не на белом коне.

Другой главный герой спектакля, профессиональный музыкант Толик (арт. Егор Уланов) – никак не может справиться с психологической травмой, полученной во время армейской службы. И хотя прошло много лет, и Толик состоялся  как музыкант и как личность, но былое унижение, нанесенное прапорщиком Кувшиновым, точит его изнутри, требуя отмщения. И Толик решается на этот шаг, отправляясь в далекую воинскую часть. Правда, жизнь оказывается мудрее: Кувшинов давно стал инвалидом, а мстить калеке Толик не может из этических соображений.

Есть еще один главный герой в спектакле «Небо позднего августа»,  вдовец Валерий Петрович (арт. Николай Михалевский). Потерявший жену Раечку, но окруженный заботливой семьей, Валерий Петрович является,  пожалуй, самым пронзительным персонажем во всей трехчасовой истории. Понимая, что жизнь  прожита, что любимую супругу уже не вернуть, он решается на последнее, что связывало его с Раей – продажу дачи, которую она очень любила. Но вначале зять и любимый внук должны выкорчевать переставшую плодоносить яблоню, когда-то посаженную женой. И вдруг Валерий Петрович бросается к ним…  

Особую духовность спектаклю придает музыка, написанная композитором Ванечкой ("Оркестр приватного танца"). Она не дает происходящему на сцене скатиться  в бытовую историю, а, наоборот, заставляет посмотреть на действо – а может и на самих себя – отстраненно и с высоты. Композитор Ванечка («Оркестр приватного танца»), по его словам, придумал «взрыв бытовой ситуации карнавально-музыкальными номерами. Пьесы объединяет тема потерянности во времени».

Новая премьера Омского академического театра драмы – это спектакль-раздумье, спектакль-боль.  Это зеркало, в которое полезно смотреться, хотя бы иногда.

 

 

Маргарита Зиангирова

    Предыдущий Следующий