Редкие гравюры и портрет актрисы Ирины Скобцевой представлены на выставке

11:56 11 июл 2023

С 25 ноября 2022 года в Центре «Эрмитаж-Сибирь» работает выставка «Я другой такой страны не знаю…». Но с 6 июля  ее можно увидеть по-новому. Состав выставки  изменился почти наполовину. Музейные сотрудники заменили все графические произведения – экспонировать такие работы можно не дольше чем полгода, а также ввели в выставочные залы картины, которые долгое время находились в запасниках и прошли  реставрационные мероприятия.

В их числе эскиз батальной сцены «Бой на Литовском полуострове» (1938) известного советского живописца, народного художника РСФСР, академика АХ СССР, лауреата Сталинской премии третьей степени Василия Васильевича Мешкова и два этюда – «Дворик» и «Строгановка» (1940) Леонида Захаровича Танклевского. Произведения были написаны для самого масштабного художественного проекта в Советской России, а ныне забытого, – панорамы «Штурм Перекопа».

- Размещение панорамы «Штурм Перекопа» намечалось еще в первом варианте выставки, - рассказывает куратор проекта, старший научный сотрудник, хранитель фонда советской и современной живописи Людмила Богомолова. – Но раздел, посвященный одному из самых грандиозных событий довоенного времени, штурму Перекопа, тогда ушел в тень. И вот сейчас мы можем продемонстрировать три работы, две из которых выполнены для диорамы, а одна - для панорамы. Эскизы и этюды были написаны в тридцатые годы ведущими художниками того времени и  в музей имени Врубеля попали два из них – «Дворик» и «Строгановка»  кисти Леонида Танклевского и  «Бой на Литовском полуострове» Василия Мешкова.

Одна из блестящих страниц в истории Красной Армии – Перекопско-Чонгарская операция в Крыму, в ходе которой была одержана победа над армией барона Врангеля. Поэтому закономерным проявлением крупномасштабного политического и пропагандистского характера стала панорама «Штурм Перекопа», к созданию которой были привлечены все лучшие специалисты того времени. Произведение должно было наглядно показать героический подвиг советских войск Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе.

Художественный материал собирался с 1934 по 1940 год. Планировалось создание панорамы, которая бы не уступала известным работам А. Ф. Рубо «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». На этюдах Л. З. Танклевского для диорамы «Переход через Сиваш» запечатлено село Строгановка близ Симферополя. Там 6 ноября 1920 года, накануне штурма Перекопа – самой кровопролитной битвы Гражданской войны, – бойцы РККА слушали речь М. В. Фрунзе. Лобовой штурм полуострова Крым 8 ноября этого же года изображен на эскизе В. В. Мешкова. Красноармейцы сошлись в рукопашной схватке с белогвардейцами и ценой огромных потерь закрепились на полуострове.

- Для того, чтобы очень точно воссоздать события, руководством Красной армии было принято решение реконструировать  штурм Перекопа с использованием армии и конницы, - говорит известный в Омске искусствовед Людмила Богомолова. -  И художники, сидя на высокой горе, могли с натуры писать  происходящие сцены. Там непосредственно рисовались эскизы и этюды. Художники специально выезжали в Крым, встречались с многочисленными очевидцами. Возглавил восстановление панорамы художник Греков, а после его смерти - Самокиш. Вначале зарисовки экспонировались в Москве, потом, когда были выполнены макеты, панорама-музей  «Штурм Перекопа» открылась в Симферополе. Когда началась война, из-за боязни паники среди бойцов, эвакуацию панорамы оттягивали до последнего, и когда ее все-таки погрузили на судно, его тут же разбомбила немецкая авиация. Поэтому ценно то, что мы воспроизводим. Остались эскизы, этюды и макеты, большая часть которых хранится в Симферопольском музее и в РосИзоПропаганде, откуда мы и получили частичку этого материала. Этот грандиозный проект имеет большое историко-художественное значение, поэтому мы решили показать его в обновленном варианте экспозиции «Я другой такой страны не знаю…».

Впервые на обновленной выставке показан женский портрет в исполнении  московского художника Леонида Штамма. Картина была в ужасном состоянии, но реставратор Виктория Якименко  возродила ее к жизни и теперь зрители могут увидеть это произведение искусства.

Художник Петр Кончаловский  писал большие натюрморты и тем самым довел этот жанр  до уровня социально-значимого. Свои изображения Петр Петрович подавал как богатство советской страны. На выставке показана одна работа художника   - «Охотничий натюрморт».

Тема героического труда омских животноводов представлена в картине художника Бочинина «На приволье». На полотне изображен совхоз «Омский» и мирно пасущиеся на лугу черно-белые быки-производители, выписанные через Госплан СССР из Голландии. А напротив висит картина с изображением отары овец.  Совхоз «Овцевод»  Марьяновского района успешно выращивал тонкорунных овец породы «Советский мериноз» и  этим прославился на всю страну.

В 30-е годы в изобразительном искусстве были очень популярны темы семьи и детства. Ей  большое внимание уделял  советский художник  Решетников (картина «Опять двойка» известна многим), а  на выставке в Омске  представлено полотно «Утро».

Картина Евсея Моисеенко «Первое мая во Пскове» создана  в 1968 году и состоит из разных сюжетных композиций. В этот день, судя по изображению,  совпали два праздника – советский и христианский, Первомай и Пасха.  Монашки, туристы, демонстранты, выпивающие мужчины, дети с шарами, портреты руководителей, церковь без крестов, транспаранты – все смешалось в картине художника. 

Тема древне-русской архитектуры была очень актуальна после войны. Писались новгородские, псковские храмы. Несмотря на официальный атеизм, художники могли изображать церкви,  но срезая кресты или показывая лишь половину куполов.

Художник Николай Чернышов -  основоположник темы юности в советском изобразительном искусстве. Этой темы придерживался и художник Мариупольский. Однажды он написал портрет пионервожатой, за спиной которой висит портрет А. С. Пушкина. Но потом художник переписал картину, заменив поэта на  изображение Сталина. За эту работу  художник получил Сталинскую премию третьей степени. Нужно отметить, что тема молодежи носила перед войной военизированный характер.

На выставке  «Я другой такой страны не знаю…»  также обновлены разделы искусства Украины, Грузии, Армении, Туркмении, Литвы, Эстонии, Латвии. Представлены гравюры, скульптурные изображения. Среди узнаваемых лиц, изображенных на портретах, не только  Сталин и Ленин. На картине кисти художника Марьянова, созданной в 1952 году,  запечатлена актриса Ирина Скобцева. В ту пору будущая звезда советского кинематографа училась в Школе-студии МХАТ и , безусловно, блистала красотой.

У многих картин на выставке есть копии, которые можно потрогать руками. Они специально  созданы  для слабовидящих людей.

Обновленная экспозиция в Центре «Эрмитаж –Сибирь» будет работать до конца года.

 

 

Фото Анны Шестаковой

 

 

 

    Предыдущий Следующий