Сбывшиеся мечты звучат на сцене Музыкального театра
В Омском государственном музыкальном театре подходит к завершению 76 театральный сезон.
В последние два дня театр дает грандиозное театрализованное представление «Четыре сезона для оперы. Лето». Спектакль является завершающим в проекте, первая часть которого «Зима» состоялась в 2017 году и имела большой успех у зрителей. Затем была «Весна», наполненная лирикой и героями комических опер. А «Осень» ошарашила тем, что на сцене развернулся самый настоящий триллер, сотканный из оперных «ужастиков».
Идея проекта «Четыре сезона для оперы» принадлежит актрисе, режиссеру, заслуженной артистке России Татьяне Бобровой. Она же является автором сценария и режиссером-постановщиком. Основная задача, которую ставит Татьяна Владимировна, работая над «Сезонами…», - это развенчание мифа о том, что опера – скучный жанр. И поэтому один из приемов, который режиссер-постановщик использует в своей работе, - сочетание не совсем сочетаемого. Например, одновременное присутствие на сцене двух абсолютно противоположных героев – Фигаро из одноименной оперы Вольфганга Амадея Моцарта и Снегурочки из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка».
Театрализованное представление «Четыре сезона для оперы. Лето» состоит из 26 номеров, которые искусно вплетены в сюжет и вместе представляют законченный спектакль с динамичным развитием действия, которое переносит зрителей в путешествие по жарким странам. В постановке звучат вокальные партии из редко идущих на российской сцене опер Рамо «Галантные Индии», Россини «Итальянка в Алжире», Верди «Луиза Миллер», Делиба «Лакме». Широко представлена панорама русской классики, которую обожает наш зритель: Бородин «Князь Игорь», Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный» и «Царская невеста», Чайковский «Чародейка», Прокофьев «Война и мир».
Уникальным явлением, свершившимся на сцене Омского музыкального театра, можно назвать исполнение песен Алеши Поповича из оперы «Добрыня Никитич». Автор этого музыкального шедевра, русский композитор Александр Гречанинов был учеником Николая Римского-Корсакова. В 1903 году на сцене Большого театра состоялась премьера «Добрыни Никитича» с участием Федора Шаляпина и Антонины Неждановой. Опера прошла с успехом. Но после революции композитор выехал за границу и в Россию не вернулся. Это стало основной причиной того, что его произведения в СССР оказались персонами нон-грата.
Задумав заключительную часть проекта «Четыре сезона для оперы», его создатели решили найти партитуры «Добрыни ...», но поиски оказались тщетными: музыкальное сочинение уже давно утеряно. Тогда солистка Омского музыкального театра Карина Чемирзова решила воссоздать партитуру с нуля, написать музыку самостоятельно. Карине принадлежит авторство «Второй песни Алеши Поповича «Расцветали в поле цветики…» из оперы «Добрыня Никитич» в исполнении солиста театра Вадима Невзорова. Большую помощь актрисе в этой работе оказал главный дирижер театра Юрий Соснин.
По мнению солиста театра Антона Завьялова, «каждый уважающий себя бас мечтает спеть арии хана Кончака из оперы «Князь Игорь» и фельдмаршала Кутузова из оперы «Война и мир». Мечтам свойственно сбываться и, возможно, поэтому кто-то уже верно назвал «Четыре сезона для оперы» проектом «спетых мечт».
В театрализованном представлении «...... .Лето» принимают участие приглашенные солисты – Екатерина Краснова (Ростовский государственный музыкальный театр) и заслуженная артистка РФ Елена Манистина (Большой театр России). В антракте солистка Большого театра, она же солистка Ковент-Гардена в Лондоне, Парижской оперы и Метрополитен-опера в Нью-Йорке, лауреат несметного числа конкурсов Елена Манистина отметила теплый прием омских зрителей и внимание, которым ее окружили сотрудники театра. Звезда мирового уровня исполнила арии из опер «Бал-Маскарад» Верди, «Кащей Бессмертный» и «Царская невеста» Римского-Корсакова.
Солистка Ростовского театра Екатерина Краснова начинала свой творческий путь на сцене Омского музыкального театра и прослужила здесь с 2002 по 2006 годы. В Ростове-на-Дону Екатерина имеет солидный оперный репертуар, несколько партий из которого – ариозу Кумы из оперы «Чародейка» Чайковского и арию Сантуццы из оперы «Сельская честь» Масканьи – исполнила в Омске.
Обе певицы с удовольствием приняли участие в омском проекте и готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Как пояснила режиссер-постановщик проекта Татьяна Боброва, девяносто процентов произведений, вошедших в программу «Четыре сезона для оперы.Лето», никогда не звучали на сцене Омского музыкального театра. В этом тоже заключается фишка проекта. Материал для сценического воплощения отбирался по принципу: пожелания солистов плюс мечты режиссера-постановщика. Все произведения зарубежных авторов исполняются на языке оригинала: французском, итальянском, немецком. Над сценой легко читается бегущая строка с переводом на русский язык.
Завершается спектакль торжественным финалом оперы «Война и мир» на музыку Сергея Прокофьева. Это патриотическое произведение как нельзя лучше соответствует новейшей истории нашей страны, сила которой кроется и в ее славном прошлом.
Театрализованное представление в двух отделениях «... . Лето» стало не только завершающим проектом очередного сезона, но и демонстрацией разносторонних творческих возможностей труппы, ответом на вопрос: нужна ли Омску опера?
В премьерном спектакле принимают участие заслуженный артист РФ Александр Хмыров, солисты Алексей Милосердов, Вадим Невзоров, Иванна Милосердова, Наталья Шестакова, Александр Серков, Наталья Емельянова, Елена Билык, Джени Окропиридзе, Антон Завьялов, Карина Чемирзова, Андрей Герасимов, Ирина Завьялова, Ольга Березовская, Алексей Григорьев, Юлия Соловьева, Кирилл Кириллов, артисты хора и балета, оркестр театра.
Дирижер-постановщик – Юрий Соснин, дирижер – Сергей Воробьев, хормейстер-постановщик – Ангелина Барковская, хореограф-постановщик – Елена Еремеева.
Сегодня в Музыкальном театре состоится второй показ театрализованного представления «Четыре сезона для оперы. Лето». Начало в 18.30.
Маргарита Зиангирова