Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа
1 сентября 2023 года в Центре «Эрмитаж-Сибирь» начинает работу выставка «Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа». Экспозиция познакомит посетителей с произведениями эрмитажной коллекции французского искусства XIX века – одной из самых ярких и представительных в мире. В том числе с работами Элизабет Виже-Ле Брен, Франца Ксавера Винтерхальтера, Гюстава Курбе, Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Родена, Винсента Ван Гога, Поля Сезанна и других мастеров.
Для выставки отобрано более 50 произведений живописи, которые дают возможность увидеть всё ее стилистическое разнообразие, а также 27 скульптур из бронзы, мрамора и терракоты. Демонстрируются все основные жанры искусства: бытовой, исторический, анималистический, портрет, пейзаж и натюрморт.
Историю французской живописи XIX века можно рассматривать как движение от неоклассицизма наполеоновской империи через романтизм – к реализму. И далее – к эскизному письму импрессионистов и новым живописным средствам постимпрессионистов. Выставка, которую Эрмитаж представляет в Музее имени М. А. Врубеля, не противоречит этому вектору. В то же время экспозиция показывает, что реальная картина была сложнее: искусство Франции XIX века развивалось нелинейно. На протяжении всего столетия каждое следующее течение не упраздняло и не обесценивало предшествующие направления. Мастера академического толка и новаторы могли работать одновременно. Представления о красоте и качестве художественного произведения, о целях, которые может ставить перед собой живописец, не сменяли друг друга, но расширялись.
На протяжении всего XIX столетия первенство в области частного заказа принадлежало портрету. Элегантность, аристократическая утонченность, естественная, хоть и отретушированная, красота – такими в ту эпоху представали заказчики на холстах. Одним из самых ранних на выставке является портрет Леонтин де Ривьер кисти Элизабет Виже-Ле Брен, написанный художницей в возрасте 75 лет. Эталоном парадного портрета середины XIX века являются произведения Франца Ксавера Винтерхальтера – блестящего живописца, пользовавшегося особой популярностью у высшего света Петербурга и семьи Романовых.
В начале XIX века во Франции впервые появились художники, избравшие темой творчества природу своей страны. В деревне Барбизон у леса Фонтенбло в начале 1820-х годов образовалась своеобразная колония художников-пейзажистов. В набросках, которые затем претворялись в завершенные картины, они запечатлевали опушки леса, поляны, тропинки, сельские дороги. Барбизонская школа представлена на выставке полотнами Жюля Дюпре, Нарсиса Виржиля Диаза де ла Пеньи и Шарля Эмиля Жака.
Барбизонец Констан Тройон предпочел анималистический жанр. Благодаря ему в Парижском салоне, а затем в коллекциях видных сановников и самого императора Наполеона III появились изображения коров крупным планом. Одно из них можно увидеть на выставке, как и экзотическую «Ссору животных» кисти Виктора Башеро-Ревершона − развлекательную сценку в духе фламандской живописи XVII века.
Яркими представителями анималистического жанра в скульптуре стали Антуан-Луи Бари, Пьер-Жюль Мен и Исидор-Жюль Бонёр, чьи произведения также представлены в залах. Их работы основаны на внимательном изучении анатомии, характеров и повадок зверей.
В середине XIX века возник интерес к относительно недавнему, но безвозвратно утраченному миру старой Франции. В моду вошли сюжеты из арсенала галантного века. Примеры полотен этого направления – «Мастерская гравера» Эмиля Беранже, «Девушка за книгой» Огюста Тульмуша, «Похищение Ловеласом Клариссы Гарлоу» Луи-Эдуарда Дюбюфа (картина написана по мотивам одного из самых знаменитых морализаторских романов XVIII века). Кроме того, художники и скульпторы создавали своего рода исторические реконструкции. К такому типу живописи можно отнести картину Франсуа Фламенга «Купание придворных дам».
В скульптуре исторический стиль демонстрируют бронзовые группы «Карл Мартелл в битве с сарацинами» Жана-Франсуа-Теодора Жештера и «Наполеон на коне» работы Альфреда д'Орсе, а жанр исторического портрета – терракотовые бюсты Уильяма Шекспира и Джона Мильтона Альбера-Эрнеста Каррье-Беллёза. Мраморный бюст вакханки и статуя «Амур, просящий подаяние» Проспера д’Эпине представляют собой блестящий образец салонного искусства второй половины XIX века.
Художники, начинавшие работать в области скульптуры, чаще всего в пластике обращались к темам и сюжетам, которые ранее развивали в живописи. Это в полной мере справедливо для творчества Жана-Леона Жерома («Рукоплещите, граждане») и для знаменитого Эдгара Дега («Танцовщица»), который даже считал, что скульптура может точнее передать любое движение. Свои небольшие фигурки, выполненные из воска с натуры, Дега рассматривал как подготовительные эскизы и никогда не выставлял. Лишь после смерти мастера они были переведены в бронзу и получили широкую известность.
В середине XIX века явно обозначилось стремление французских мастеров, скульпторов и живописцев к реалистическому отображению окружающего мира. Ярким представителем этого направления в скульптуре был Эме-Жюль Далу, работу которого «Крестьянин, засучивающий рукав» можно увидеть на выставке.
Творчество Огюста Родена, представленное мраморной группой «Амур и Психея», нельзя вместить в рамки какого-либо одного стиля или направления – реализма, импрессионизма, экспрессионизма. Оно завершает XIX век и открывает новые горизонты искусства последующего времени.
Всё новаторское во французском искусстве XIX века было бунтарством, зачастую вызывавшим скандал, бунтом против академизма, следования косной традиции. И в то же время – бунтом против общественного мнения и общепринятого вкуса в живописи. Каждое следующее поколение воспринимало предшественников как классиков: у них нужно учиться, но с ними должно спорить.
Гюстав Курбе одним из первых бросил вызов Академии и всей художественной системе. Свою главную задачу автор «Манифеста реализма» видел в том, чтобы передавать нравы, идеи, облик своей эпохи в собственной оценке, создавать живое искусство. Мощь эпатажной личности Курбе оказывала гипнотизирующее воздействие на молодежь. Через увлечение его живописью прошли многие художники следующего поколения – импрессионисты.
Именно они выступили подлинными живописцами современности. Их приход в искусство стал поворотным для истории не только французской, но и всей европейской живописи. Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и Эдгар Дега не были едины ни во взглядах на искусство, ни в методах работы, однако их объединяло стремление писать не опостылевшие исторические картины, а современность во всем ее многообразии. Они навсегда изменили представление о задачах живописи и живописца.
Со стилистикой постимпрессионизма зрителей знакомят картины Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна. Экспрессивность Ван Гога, декоративность Гогена, конструктивность Сезанна послужили катализаторами для рождения новых течений в искусстве XX века – экспрессионизма, фовизма и кубизма.
Кураторы выставки: научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Наталья Дёмина и Елена Карчёва.
К выставке издан научный иллюстрированный каталог «Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа», который предваряет вступительное слово генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского. Авторы вступительных статей и аннотаций – Александр Бабин, кандидат искусствоведения; Наталья Дёмина; Елена Карчёва, кандидат искусствоведения.