Если брак оказался вдруг…
В период новогодних праздников Омский драматический театр «Галерка» каждый вечер играет премьерный спектакль «Брак по завещанию», первый показ которого состоялся 22 декабря. Егор Витько поставил пьесу французского писателя Александра Дюма «Брак при Людовике XV». Как утверждает режиссер, «Галерка» – единственный театр в России, где можно увидеть сценическое воплощение этого произведения.
Театр «Галерка» всегда строил репертуар, опираясь на русскую литературу, однако классические европейские комедии время от времени появляются в его афише. «Собака на сене» Лопе де Вега, «Забавный случай» Гольдони, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше – эти спектакли по сей день увлекают зрителей возможностью наблюдать за тем, как разрешаются самые сложные любовные коллизии, а также за яркой сценографией и костюмами.
Новый спектакль театра выглядит сдержанным по форме: действие происходит в одной из комнат дома графа, выполненной в белом цвете (сценическое оформление Светланы Пузыревой). Оживляет это однотонное пространство игра света, словно помогая уловить и лучше понять эмоции героев комедии (художник по свету – Михаил Глейкин). Здесь мы и узнаем о необычном браке графини и графа от их слуг, которые принимают самое деятельное участие в личной жизни своих господ. Молодые поженились, потому что так хотели их покойные родители и дядя, посуливший им большую финансовую поддержку. Да только и у мужа, и у жены есть свой предмет обожания, что очень быстро перестает быть тайной. И вроде бы с первых сцен понятно, что брак по завещанию и расчету неизбежно перерастет в брак по любви, но каким путем к этому придут герои – это и составляет особый интерес для наблюдателя. Будут и нескромные, но искренние признания, и искусная ложь, и внезапно вспыхнувшая ревность, и большая вероятность скандального развода.
Так и выходит: чем стремительнее молодые супруги приближаются к расставанию, тем лучше они слышат голос чувств и яснее осознают, что любят друг друга. Пылкий и немного эксцентричный граф де Кандаль в исполнении Евгения Власова и непосредственная, но по-женски ловкая графиня (Анастасия Загоруй) работают эмоционально точно и экспрессивно, компенсируя ощущаемое временами однообразие действия.
Хорош тандем слуг графа и графини – Жасмена (Андрей Карагодин) и Мартон (Алина Бауэр). В них чувствуется индивидуальность, они легко и живо откликаются на все перипетии личной жизни своих хозяев.
Воплощая образ Шевалье де Валько, поклонника графини, актер Сергей Климов показывает органичное развитие характера героя – от страстного увлечения чужой женой, из-за которого он словно бы теряет свое достоинство, до благородной решимости помочь счастью молодоженов.
Пожалуй, наиболее колоритным стал образ дяди молодожёнов, созданный Артемом Савиновым. И интонация, и пластика актера работают на то, чтобы Командор выглядел комедийным персонажем, но не карикатурно-смешным, а исполненным мудрости и добрых намерений.
Пьесу можно было бы назвать комедией положений, и действительно в ней много моментов, когда сама по себе ситуация выглядит парадоксально, вызывая смех. Но ощущение, что режиссер выбрал иной путь «высечения» юмора из текста – более игровой, условный. Забавно, когда слуги появляются перед хозяевами прямо из-под пола, как чертики из табакерки. Сразу становится понятно, как самозабвенно они подслушивают беседы господ, это дом, где воистину ничего не утаить от ближнего. Или – когда граф произносит абстрактный монолог о том, как неприятно мужу быть осмеянным, и демонстрирует своему сопернику Шевалье алебарду, четко обозначая границы дозволенного ухажеру графини.
Сам режиссер признавался, что считает пьесу высокой комедией и относится к ней как к возможности поговорить на фундаментальные темы. И героям спектакля, и зрителям приходится убедиться в правоте старой истины: даже самый продуманный расчет не может стать основой крепкой семьи, если в ней нет теплых чувств.
Анна Зернова