Анатолий Коненко. Большой мастер маленьких картин
Известный омский микроминиатюрист Анатолий Коненко в этом году отмечает юбилей - мастеру исполняется 70 лет. В Омске и за его пределами Анатолий Иванович известен как большой специалист по работе в редком направлении изобразительного искусства – микроминиатюре.
Если верить интернету, то миниатюрным считается изображение, размеры которого в длину и ширину не превышают 5 см. Что же тогда такое «микроминиатюра»? Есть ли у нее узаконенные каноны? Ответ на эти вопросы всем своим творчеством дает микроминиатюрист, член Союза художников России Анатолий Коненко.
- Анатолий Иванович, вы только что вернулись из Москвы, с ВДНХ, где проходит Международная выставка-форум «Россия», на которой большой популярностью в павильоне Омской области пользуется наряду с «Ангарой» стенд с вашими микроминиатюрами.
- Выставка на ВДНХ постоянная, но периодически меняется ее тематическая направленность. Последняя тема была посвящена объявленному в России Году семьи. На неделю от всех регионов на выставку съезжаются люди, которые должны раскрыть эту тему для посетителей. Гостей на выставке очень много, не протолкнуться. Какова моя задача? Я нахожусь рядом со своей экспозицией и по просьбе посетителей демонстрирую чудеса микроминиатюристики на том, на чем они просят. Написал – подарил. Люди в восторге!
- Как становятся микроминиатюристами?
- Стать невозможно, к этому надо прийти.
- Свою первую работу помните?
- Она до сих пор хранится в Литературном музее имени Достоевского в Омске. Это портрет-барельеф великого писателя, выполненный из грецкого ореха, вставленный в половину вишневой косточки. В этом же музее хранится целый ряд книг, так же посвященных Достоевскому. Там же состоялась моя первая выставка. Директор музея Виктор Вайнерман попросил сделать несколько работ – так собралась коллекция. Она до сих пор хранится в литературном музее.
- Но ведь для такой сверхточной работы нужны специальные инструменты…
- Я их сам изготовил. Микроскоп у меня был, школьный. Поначалу я с ним работал. Потом узнал, что в офтальмологической больнице есть бинокулярные микроскопы. Пошел туда к главному врачу Виталию Петровичу Выходцеву. Попросил микроскоп на время, а взамен стал помогать медикам - затачивал инструменты. Мы много лет так сотрудничали.
- Вас не пытались переманить в другие регионы?
- Нет, но когда выставки проходили в других городах, то местные СМИ называли меня то «тульским мастером», то «оренбургским»...
- Как-то не доводилось слышать о ваших коллегах из других краев России…
- Они есть, но все разные. Каждый работает в своей области прикладного искусства. В Москве, например, есть «Гильдия мастеров». Они выполняют миниатюрную резьбу по дереву или по кости достаточно высокого уровня. Другие делают макеты и модели.
– Какая из ваших работ вам особенно дорога?
– «Кузнечик со скрипкой» - образ из детской песенки «В траве сидел кузнечик». Соединение творения природы и дел рук человеческих.
- Сколько работ вы сделали за прошедшие годы?
- Специально не считал, но несколько тысяч точно. Это не важно. Моя задача как микроминиатюриста – разнообразить этот жанр. Изучать разные материалы, направления в прикладном искусстве, чтобы потом их перенести в микроискусство: начиная от скульптуры и заканчивая пейзажами. Токарные работы, резьба по дереву, чеканка, литье – всему этому пришлось учиться на больших размерах, а уж потом пробовать в микроминиатюре. «Микро-» ставит совсем другие задачи, чем просто миниатюра. Если удалось их решить, значит, выставка получилась.
- Вам хочется иметь свою школу, учеников – продолжателей дела?
- Была у меня Школа миниатюрного искусства на базе одной из общеобразовательных школ на Левом берегу. Директор выделил помещение, привезли мебель, закупили поделочный материал. И несколько лет школа существовала. Она была бесплатная – я категорически отказался от денег, хотя на дворе стояли 90-е и почти все занимались бизнесом. Дети приходили на занятия с удовольствием, но потом их приоритеты – или их родителей – изменились: они поняли, что на этом деле много и сразу не заработаешь. Все постепенно ушли. Ни один из ребят не стал микроминиатюристом. Увы. «Школа была? - Да». «Есть ученики. – Нет».
- Получается, что у вас стезя одиночки?
- В общем-то, да.
- Анатолий Иванович, а бывают заказы от частных лиц?
- Конечно. Если художник востребован, то заказы будут. Это значит, что все идет правильно.
- Простому человеку всегда интересно знать, как складывается день художника…
- У меня всегда в работе очень много идей. Могу за день работать поочередно над пятью, а могу думать над одной. Переговоры, встречи – день заполнен. Главное – самодисциплина, потому что свобода стопроцентная. Могу ничего не делать, но так я не могу. Занимаюсь и общественной работой, являясь Членом общественного Совета при УФСИН РФ по Омской области, около десяти лет хожу в колонии, провожу творческие встречи с заключенными либо с сотрудниками, являюсь членом жюри при проведении там различных мероприятий. Понимаю, что я и там нужен. Микроработы всегда воспринимаются с большим интересом.
- Вы издали более 200 наименований миниатюрных книг, а свою собственную, авторскую, в обычном бумажном формате издать не хотите?
- Хочу. В миниатюрном формате 30х32 мм издан каталог всех миниатюрных книг, изданных мною до 2010 года. Сейчас работаю над изданием о выставках и микроминиатюрах. Это будет обычный формат. Есть потребность написать книгу «Элементы сакральной геометрии в планировке города Омска». Меня давно интересует вопрос: почему наш город имеет такую планировку. Какой сакральный смысл заложен в расположение улиц, храмов и объектов. А может, это просто так получилось, исходя из реалий времени, и ничего тут загадочного нет? Откуда приходят мне подобные вопросы, а потом проявляются не менее парадоксальные ответы? Дождемся этой книги, тогда и будет о чем поговорить и поспорить. Мне эта тема безумно интересна.
- Спасибо за беседу.
Справка
Анатолий Иванович Коненко—художник-микроминиатюрист. Родился 23 февраля 1954 года в городе Орске Оренбургской области. Окончил Омский строительный техникум по специальности «техник-архитектор» и художественно-графический факультет Омского педагогического института.
В 1981 году Анатолий Коненко начал первым в Сибири заниматься искусством микроминиатюры. В 2002 году занесён в Книгу рекордов Гиннеса за издание книги размером 0,9×0,9 мм.
Среди топ-работ мастера, выполненных в микроминиатюре, - подкованная блоха, кузнечик, играющий на скрипке, караван верблюдов в игольном ушке, первый искусственный спутник Земли на торце человеческого волоса, миниатюрный аквариум с живыми рыбками, маникюрный набор на срезе макового зёрнышка, работающий Олимпийский минифакел.
Подготовила Маргарита Зиангирова