Омичи услышат редко исполняемую симфонию «Манфред» Петра Чайковского
16 февраля Омский академический симфонический оркестр приглашает омичей на концерт «Манфред». Он пройдет в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». Новая программа объединит два совершенно разных по настроению, но одинаково известных и признанных во всем мире произведения – Концерт для скрипки с оркестром Хачатуряна и Симфонию «Манфред» Чайковского. За дирижерский пульт встанет заместитель художественного руководителя Национального филармонического оркестра России Арсентий Ткаченко (Москва). Ведущая – музыковед, заслуженный работник культуры России Ольга Бурик. Начало концерта в 19:00.
В первом отделении омичи услышат Концерт для скрипки с оркестром ре минор Арама Хачатуряна. Произведение, в котором композитор красочно живописал природу родной Армении, считается одной из жемчужин его музыкального наследия. Он написал свой шедевр менее чем за два месяца и сразу же показал своему другу – молодому, но уже известному скрипачу Давиду Ойстраху, для которого он и предназначался. Музыканта и его окружение это колоритное, искрящееся разнообразными красками сочинение потрясло с первых нот.
Премьера состоялась 16 ноября 1940 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского и имела грандиозный успех. С того момента произведение начало быстро завоевывать популярность во всем мире. В годы Великой Отечественной войны Концерт часто звучал в радиоэфирах – его жизнеутверждающий характер укреплял дух советских людей и вселял веру в победу. Сочинение считается одним из сложных и требует от исполнителя большого мастерства. Вместе с Омским академическим симфоническим оркестром его воплотит солистка Гоар Айрапетян.
Во второй части программы прозвучит еще одни шедевр русской музыки – редко исполняемая Симфония «Манфред» си минор Петра Ильича Чайковского. Произведение создано по мотивам философской трагедии Байрона и его вполне объяснимо называют оперой без слов, так как в четырех частях последовательно рассказывается о драматической судьбе байроновского героя.
Интересна история создания Симфонии. Изначально идея принадлежала руководителю «Могучей кучки» Милию Алексеевичу Балакиреву, который составил сюжет по поэме и предложил осуществить его замысел французскому композитору Гектору Берлиозу, но получил отказ. Через 10 лет с той же идеей Балакирев обратился к Чайковскому. Она заинтересовала композитора только спустя два года, когда Балакирев прислал ему обновленную версию программы к симфонии. Петр Ильич как раз собирался в Швейцарию, где разворачивается действие поэмы, и рассчитывал, что горные прогулки навеют интересные мотивы. Прочитав поэму, он открыл для себя много новых смыслов и решил изменить программу, выдвинув на первый план не сюжетную линию, а терзания главного героя, мучимого сомнениями, раскаянием, сожалением об утраченном счастье.
Произведение получило мировое признание. Его записи делали Лондонский, Венский и Мельбурнский симфонические оркестры. Для омичей предстоящий концерт – уникальная возможность услышать гениальное творение, которое как ни одно другое передает с невероятной силой страдания и душевную боль человека.