Печать

В Музее М.А. Врубеля журналистам показали отреставрированные шедевры графики

14:34 13 мар 2024

img_20240313_112827.jpg

В Омском областном музее изобразительных искусств им. Михаила Врубеля к 100-летию музея продолжают показывать журналистам святая святых - реставрационные мастерские. В этот раз специалисты музея рассказали о "случайных приобретениях", которые музейщики называют "счастливыми".

Об этих гравюрах долгое время знали только музейные работники, широкой же публике данные произведения искусства были не известны. И вот в год своего столетнего юбилея врубелевцы решили снять завесу тайны.

Коллекция графики во Врубелевском музее – как русской, так и зарубежной; как старинной, так и современной – содержит более 9 тысяч единиц хранения. Ее хронологические рамки охватывают период с 18 века по наши дни и не часто становятся предметом внимания широкой музейной аудитории. Однако произведения, о которых решили рассказать музейщики, очень интересны своей историей. Почему?

Во-первых, потому, что западноевропейские гравюры известных мастеров 18–19 столетия в музейную коллекцию омичей попадают крайне редко. Такие  гравюры хранятся в основном в Эрмитаже, коллекция которого для всех музейщиков является эталоном высокой художественной и исторической ценности.  Во-вторых, источник поступления  гравюр связан с Омском, что также является неожиданной и даже счастливой случайностью.

В омском музее хранится интересная коллекция гравюр жанра «видовой графики». Среди тех произведений, которые будут представлены омичам, но пока находятся на «лечении» у реставраторов и изучаются научными сотрудниками, две литографии 18-19 веков - «Замок Святого Михаила» и «Вид на мавзолей Сирашаха в Бухаре».

img_20240313_105832.jpg

…В начале 19 века в Петербург приехал знаменитый французский художник Фердинанд-Виктор Перро, который и создал всю иконографию классического Санкт-Петербурга. Но оказалось, что не только питерцы, но и сибиряки связаны с ранним творчеством Перро хранившейся в запасниках литографией, которая в умелых руках реставраторов обретает вторую жизнь.  

Дворец, аббатство, крепость – в разное время по-разному называли то, что изображено на гравюре, подаренной музею в 1993 году одной из коммерческих структур Омска. Официальное название литографии «Замок Святого Михаила». В реставрационном паспорте памятника истории и культуры размером 54 на 69 значатся отметки о проведенных работах – склейке разрывов, восполнении утрат.

-  На литографии изображена средневековая Франция, а замок Святого Михаила – это легенда, овеянная модным в те годы романтизмом, - рассказывает хранитель Фонда русской и зарубежной графики Галина Севастьянова.  – Художник сумел передать загадочность, таинственность той эпохи. И данный памятник истории культуры очень информативен – на нём есть надписи, подписи, даты. Все это надо расшифровывать и изучать. Если реставраторы ведут работу по восстановлению произведения, то научные сотрудники пытаются разгадать историю литографии.

img_20240313_110650.jpg

…В 1786 году была создана литография «Вид на мавзолей Сирашаха в Бухаре» по рисунку Ходжера. Сделал это знаменитый английский художник Моррис Томас, сопровождавший путешественника Джеймса Кука в многочисленных его экспедициях. Вместе они переплыли Океанию, были на острове Пасхи. Одним из первых среди профессиональных художников Моррис Томас посетил Индию, где прожил несколько  лет и написал огромное количество рисунков и живописных работ, часть из которых была утрачена.

Резцовая гравюра «Вид на мавзолей Сирашаха в Бухаре» поступила к омским реставраторам в плачевно виде: лист размером 47 на 62 был разорван пополам. Весь рисунок был в подтеках и  грязи, а его края напоминали небрежную бахрому. На реставрацию данное произведение искусства поступило в феврале 2021 года.

- Особенность реставрации этой гравюры заключается в том, что в данной работе мы использовали специальную химическую промывку, - рассказывает художник-реставратор Ольга Новикова. – Этот способ дал очень хороший результат: мы смогли вернуть гравюре экспозиционный вид. Для восполнения утрат была подобрана специальная бумага, близкая по толщине к основе. Из нее были вырезаны заплаты, которые мы прикрепили при помощи  реставрационного клея.

img_20240313_110716.jpg

Обе литографии - «Замок Святого Михаила» и «Вид на мавзолей Сирашаха в Бухаре» - представляют видовую графику, которая появилось как направление искусства в 18 веке и отражала путешествия, открытие новых земель, любование памятниками архитектуры.

Обе гравюры будут выставлены в рамках празднования 100-летнего юбилея Омского областного музея изобразительных искусств им. Михаила Врубеля на декабрьской выставке «Редкие экспонаты». В рамках этой экспозиции зрители увидят картины, которые демонстрировались очень давно или никогда не выставлялись ввиду необходимой реставрации. На выставке будут представлены произведения из 12 фондов музея. 

    Предыдущий Следующий