Врубелевцы рассказали о судьбе художника Владимира Тронова
В Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля музее продолжаются реставрационные работы малоизученных картин художников, судьбы которых тесно связаны с Омском.
К своему 100-летию музей планирует показать ранее не экспонировавшиеся картины мастеров живописи, в числе которых Владимир Александрович Тронов (1899-1937).
В процессе работы с архивом писателя Антона Семеновича Сорокина исследователям удалось уточнить и дополнить сведения о жизни и творчестве художника Владимира Александровича Тронова. Работа продолжается до сих пор, обнаруживая «белые пятна» в его биографии. Если говорить образно, то представление о жизни этого талантливого человека даже после проведенных исследований, напоминает пунктирную линию.
О последних достижениях в изучении жизни и творчества Владимира Тронова рассказывает старший научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, заведующая фондом советской и современной живописи Людмила Богомолова:
- Тщательное изучение жизни и творчества Владимира Тронова началось сравнительно недавно. В конце 80-х годов в сносимой пристройке к краеведческому музею, под полом были найдены папки Антона Сорокина. Их спрятали туда сотрудники музея 20-годов, так как в те годы эти работы считались идеологически чуждыми. Папки были в ужасном состоянии, полностью покрытые плесенью, грязные. В них обнаружили слипшиеся рисунки неизвестного автора, многие из которых были разорваны пополам.
То, в каком виде работы представлены сейчас, реставраторы называют идеальным состоянием, хотя на оборотах многих отпечаталась краска других произведений. С 80-х годов музейщики стали изучать «Коллекцию Антона Сорокина» - художника-любителя, «гения саморекламы» и «короля Сибири», как он сам себя называл. Это была во многом колоритная и спорная фигура, которая сыграла немалую роль в судьбе многих художников того времени.
Антон Сорокин (1884 - 1828) переехал в Омск из соседнего Павлодара в конце 19 века. После революции стал занимать одно из ведущих мест в культурной жизни Омска, собрал вокруг себя талантливых поэтов, прозаиков, художников, артистов. Уделял большое внимание работам учащихся художественной студии Алексея Клементьева - с тем, чтобы затем открыть музей и написать книгу. К тому же, как оказалось, "гений саморекламы" обладал и предпринимательской жилкой: в отличие от многих художников, живших в то время в Омске, Антон Семенович не бедствовал. Например, только у него можно было взять "напрокат" карандаши, кисти, краски, бумагу - страшный дефицит в 20-е годы. Чтобы не растерять навык и посвятить себя творчеству, художники приходили в дом Антона Сорокина, рисовали, а вместо платы оставляли свои работы.
Одним из таких "арендаторов" был и молодой Владимир Тронов. Его картины, как потом оказалось, Антон Сорокин подписывал именем Николая Рериха и продавал по сходной цене. Обнаружил обман сам художник, зайдя в гости в неурочный для Сорокина час. То, что он увидел, мягко говоря, удивило Тронова: на столе были разложены его рисунки, вокруг стояли потенциальные покупатели, а в качестве автора работ Сорокин называл Рериха. Оскорбленный Владимир Тронов сгреб свои картины в охапку и покинул дом Антона Семеновича. Время спустя они помирились, но это уже были прохладные отношения.
Работы в найденной под полом папке были поделены на две части – одной занимались специалисты Омского историко-краеведческого музея, другой – музея изобразительных искусств им. Врубеля. Например, у краеведов серьезно работала Татьяна Еременко. Она исследовала картины художника Николая Мамонтова, учившегося в 1919 году в студии А. Клементьева в Омске. Татьяна Еременко классифицировала произведения, сделала каталог. Но многие из картин были анонимны и до сих пор таковыми остаются.
- Коллекция велика. Есть очень сильные работы, есть по-студенчески слабые, - говорит Любовь Константиновна Богомолова. – В коллекции хорошо представлены художники Алексей Громов, Виктор Уфимцев, Николай Мамонтов. А на многих анонимных картинах стоит печать «Антон Сорокин». Он стал коллекционировать с 1919 года после третьей выставки «Общества любителей изящных искусств Степного края», куда входили меценаты, художники и писатели.
Когда искусствовед Людмила Богомолова разложила все анонимные работы перед собой, она определила много схожего в подборе цвета, манере рисования. Но кто он, этот художник, долго оставалось загадкой. Получив возможность ознакомиться с картинами из второй части коллекции, она рассматривала так же в большинстве анонимные произведения и вдруг на обратной стороне одной из работ увидела надпись, сделанную черным карандашом: «Из Библии. Февраль 1919 год. Тронов». Это была редкая удача, с этого момента и началось изучение творчества художника Владимира Александровича Тронова. Более подробную информацию о его жизни омские искусствоведы получили в 90-е годы, изучая личное дело художника в архиве ФСБ в Санкт-Петербурге. Там же обнаружился и его фотоснимок. Так кто же он, Владимир Тронов?
Владимир Александрович Тронов – русский художник, родившийся в городе Тифлисе в 1899 году. С детских лет его захватил интерес к живописи.
Общее образование получил в Петербурге, в реальном училище, где директором был российский историк, педагог, действительный статский советник Яков Григорьевича Гуревич. В этом учебном заведении будущий живописец проучился шесть лет.
Самые первые навыки по рисованию будущий художник получил самостоятельно, посещая петроградские музеи: Эрмитаж, Музей Александра III (ныне Русский музей), Музей барона Штиглица.
Сильное влияние на Тронова оказало посещение Музея общества поощрения художников на Большой Морской, где он познакомился с работами современников - Николая Рериха и Николая Богданова-Бельского, повлиявших на его раннее творчество.
В 1916—1919 годы Владимир Тронов получил художественную подготовку в студии Алексея Клементьева в Омске. Художник Виктор Уфимцев вспоминал о Тронове, с которым впервые встретился в студии Клементьева, так: «…орнамент, который обыкновенно рисовали несколько уроков, он сделал в 15 минут, и сделал не кое-как, а лучше всех других».
В 1917 году во время революционных событий Владимир Тронов находился в Петрограде, затем вместе с семьёй перебрался в Омск, где прожил более двух лет. В это время в течение двух недель находился на службе у Александра Колчака рядовым 2-й Степной армии.. С 1919 по 1921 годы служил в 5-й Рабоче-крестьянской Красной армии.
В начале августа 1920 года Тронов приехал в Петроград, где был принят в Учетно-Пересыльную часть Окружного Штаба Петроградского Военного округа.
В этом же году поступил на учебу в Академию художеств, в мастерскую живописи и гравюры профессора Дмитрия Николаевича Кардовского, которую окончил в 1923 году.
Работал с издательством «Радуга», также был художником в Ленинградском областном отделении научно-технических издательств.
2 марта 1935 года был арестован НКВД, после чего сослан вместе с женой в Оренбург как «социально опасный элемент». В 1937 году был репрессирован и расстрелян. Ему было всего 37 лет.
В Омске находятся 25 работ художника Владимира Тронова: 4 – в историко-краеведческом музее, остальные – во Врубелевском. По словам Людмилы Богомоловой, талант этого художника раскрыться не успел. Но те картины, которые мы можем видеть сегодня, говорят о том, что Тронов имел большой творческий потенциал. И если бы он смог избежать сталинских репрессий, то сейчас бы мы говорили о крупном мастере живописи, прославившим страну. Увы, история не имеет сослагательного наклонения.
Маргарита Зиангирова.