Андерсен — в помощь!

15:10 16 апр 2024

История нескладного, не похожего на остальных утёнка, превратившегося в прекрасного лебедя, известна, практически, всем. А если кто-то ещё не знакомил своих детей со сказкой Андерсена «Гадкий утёнок», но собирается сводить их на новый спектакль Омского государственного театра куклы, актёра, маски "Арлекин", то стоит сначала прочитать первоисточник, потому что в этой постановке андерсеновской сказки интереснее следить не за сюжетом, а за тем, каким языком он рассказан.

orig_29fcd6e8a2ecdccd15702061b697eb91.jpg

Никакой традиционной для кукольного театра ширмы здесь нет. Сцена малого зала превращена в заросший камышом водоём — то ли озерцо, то ли болотце. А может, это источник вдохновения? Не случайно здесь появляется человек, начинающий рассказ: «Хорошо было за городом! Стояло лето»... Рассказчик (Эдуард Павлинцев) оживляет этот мир на наших глазах: как дирижёр, взмахами рук он «включает» то пение птиц, то журчание воды. Природа оживает, в зарослях начинается какое-то движение: руки, ноги, головы неких существ появляются и исчезают в камышах. А Рассказчик, оживив это место, отходит в сторону, позволяя событиям развиваться самостоятельно и появляясь лишь время от времени, чтобы мы не забыли: это его сказка.

c20a5f18a555b5a2ae71da54c21dace7_1024.jpg

Режиссёр спектакля и автор инсценировки Ксения Павлова (Санкт-Петербург) только Рассказчику отдаёт андерсеновский текст, а остальные герои — обитатели птичьего двора, дикие гуси, жители убогой избушки, - все они, в основном, кудахчут, кукарекают да крякают. А из этого клёкота, порой, складывается что-то членораздельное вроде возгласа: «Не такой!», - ставшего для Утёнка приговором.

Но создавая этот шумный птичий мир, режиссёр не прячет актёров где-то в камышах. Нет, они — тут же, с птицами-куклами в руках, тоже становятся создателями истории. Трогательная Александра Батура — и мама-гусыня, и добрая старушка, приютившая изгнанного с птичьего двора Утёнка. Алексей Горбунов и Александр Галахов кого только ни одушевляют: и милых утят, и самодовольного гусака, и курицу, которой никогда не понять желания плавать, и кота, который, как и сказано у Андерсена, «умеет сыпать искрами». А превращаясь в диких гусей, они чуть ли не птичий рэп-баттл устраивают, в котором и Утёнок успешно поучаствовал. Этот герой оживает в руках Андрея Набивачева. И когда Утёнок решает следовать за прекрасными лебедями, именно актёр сбрасывает с себя невзрачное тёмное «оперение», превращаясь в белого лебедя. Так режиссёр напоминает нам и открывает маленьким зрителям, что это — человеческая, а не птичья история.

3f08ef3dadbc9ff39dae47df98cb4a79_1024.jpg

0d3237763bc009f4ce8f95cb2d980916_1024.jpg

Наблюдать за дуэтом «кукла-актёр» всегда интересно, ведь это особое мастерство: передавать все эмоции своему персонажу, оставаясь сдержанным, но не пустым. Актёры "Арлекина" это умеют. А ещё в спектакле есть элементы театра теней: задник порой превращается в экран неба, по которому пролетают птичьи стаи. А полёт лебедей решён пластически, и это просто красиво!

Но главное, думаю, в том, что зрители получат не только эстетическое удовольствие, но и повод продолжить с детьми разговор о том, что значит быть «не таким». Андерсен — в помощь!

ed68b71b7f4e1fa3d2ae34c5f9589e94_1024.jpg

Автор - Елена Петрова. Фото — Никита Кудрявцев. Материал опубликован на портале "ВОмске": https://vomske.ru/blogs/29114-andersen__v_pomochsh/