"Цветам былого нет забвенья...". Эго как способ изучения эпохи

15:42 11 июл 2024

ca9mvvtbtl0.jpg

В Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась презентация книги «Цветам былого нет забвенья…»: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер». Издание уже сейчас можно назвать раритетным - хотя бы потому, что его тираж составляет всего 60 экземпляров. Как объяснил директор издательства ОмГПУ, напечатавшей фолиант, Иван Кольц, «если будет спрос, то тираж дополним». Но это для тех, кто предпочитает бумажный вариант электронному, который уже размещен в интернете.

Книга «Цветам былого нет забвенья…» - это воспоминания двух прекрасных дам дореволюционной эпохи, живших в нашем регионе: Александры Михайловны Рандруп – дочери известного тарского купца, супруги Серена Христиана Рандрупа (крупного датского бизнесмена, британского вице-консула, основавшего в Омске завод «Рандруп», в советское время именованный в  «Красный пахарь», затем в агрегатный, ныне это АО «Высокие технологии») и Антуанетты Мари Розенплэтер, дочери омского фармацевта Федора Андреевича Розенплэтера.

Первым из историков, кто стал заниматься сбором воспоминаний, или эго-источников, как их сейчас называют, был омский краевед, кандидат исторических наук Александр Жиров (1955-2007). Коллеги называют Александра Александровича «выдающимся специалистом в области сибирского купечества, который открыл России и Сибири имена десятков забытых имен». Историк записывал воспоминания еще живых в ту пору детей, а затем и внуков сибирских купцов. Александру Жирову принадлежат глубокие исследования о жизни тарского купечества.

zhirov4.png Историк, к.и.н. А.А. Жиров

Анонс об издании книги «Цветам былого нет забвенья…»: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер»  был объявлен в 2021 году. Состоялась большая исследовательская работа, о которой тогда рассказал кандидат исторических наук, на тот момент ректор Омского государственного педагогического университета Иван Кротт.  Тогда историк поведал о судьбах Александры Пятковой-Рандруп, Татьяны Машинской, так же написавшей воспоминания о жизни в Омске, и Антуанетты Мари Розенплэтер.

Книга увидела свет в 2023 году, но в нее не вошли мемуары Машинской - из-за отказа правообладателей авторских прав (Чехия) на их публикацию.

Воспоминания снабжены биографическими справками об авторах, опубликованы на датском и английском языках с последующим переводом на русский. Вступительную статью подготовили доктор исторических наук Александр Киселев (Ханты-Мансийск) и историк Пер Нильсен (Дания).

aj17dqk0iny.jpg

- В таком ракурсе мы еще не смотрели на нашу омскую историю, на наше предпринимательство, - отметил в своем выступлении директор ОГОНБ им. А.С. Пушкина, кандидат исторических наук Александр Ремизов. – За изучение этой темы более 30 лет назад взялась плеяда историков Омского педагогического института. Эта тема была не самой популярной, еще не все отошли от изучения съездов, пленумов, пролетарских и непролетарских партий, и занятие дореволюционными купцами, промышленниками являлось целиной в исторической науке.

На презентации книги «Цветам былого нет забвенья…»: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер» присутствовали авторы-составители: заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр образования региона Иван Кротт и ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Обско-Угорского Института прикладных исследований и разработок, доктор исторических наук Александр Киселев.

ozvfiz6bscm.jpg

О том, как возникла идея написания книги, рассказал кандидат исторических наук Иван Кротт:

- У этого издания легкая судьба, - отметил Иван Иванович. – Александр Георгиевич Киселев, мой наставник, привил мне интерес к истории капиталистического Омска, истории предпринимательства. В одной из бесед Александр Георгиевич предложил собрать под одну обложку воспоминания трех известных женщин, которые опубликовали воспоминания об Омске в разную бытность, в разном статусе, являясь уроженками разных регионов, но собранных судьбою в Омске. Идея всем очень понравилась. Мы понимаем, что история пишется по источникам, а они где-то субъективны, где-то объективны. Интерес к ним возрастает в последние годы, и появилась возможность опубликовать источники личного происхождения, которые раскрывают разные ракурсы жизни. Анонсировались три эго-источника, но остались два. Это женский взгляд на буржуазный Омск, его повседневную жизнь. Экземпляры книг отправлены в Данию, ученому-историку Перу Нильсену, который очень много пишет про датское предпринимательство и социокультурную среду в Сибири. Уверен, что эта книга найдет своего читателя, потому что является источником для рассмотрения разных тем: культуры, гендерной истории, экономики.

zyu8e25r8kc.jpg Зам. Председателя Правительства региона, к.и.н. И.Кротт

Информационными помощниками автора-составителя из Дании стали руководитель Центра изучения истории Гражданской войны Дмитрий Петин и главный научный сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Ирина Девятьярова.

По мнению Александра Киселева, символом эпохи, о которой рассказывают женщины, является изображение Транссибирской магистрали и бегущего по ней паровоза. Благодаря тому, что Западно-Сибирский регион  был связан с Транссибом, он привлек к себе большУю массу людей с коммерческой жилкой. Например, Рандруп был прибалтийским немцем, крупным землевладельцем. Бизнес в Прибалтике захирел, и Серену Христиану пришлось заняться другим делом и в другом месте.  В Сибири.

wxt4phxkxds.jpg Историк, д.и.н. А.Г. Киселев

Одной из особенностей бизнеса тех лет было то, что он не был отделен от домашнего быта владельца. Попросту говоря, где жили, там и  работали, и,  наоборот. Аптека Федора Андреевича Розенплэтера находилась в том же дворе, где и его дом. Такое сочетание Александр Киселев называет «блеском и нищетой буржуазного Омска».

-lqwzcxfonc.jpg С. Х. Рандруп у своего дома в Омске, 1910 г.

О своем отце-фармацевте Антуанетта Мари пишет, что он был заметной фигурой в городе. Точно так же, как и Рандрупы, вел господский образ жизни.

У обеих женщин были непростые отношения с родителями. Александра Пяткова-Рандруп выросла с бабушкой в Таре, ее родители жили в Поднебесной. Родным языком Александры был русский. Антуанетта Мари Розенплэтер жила в полной семье, но не испытывала большого внимания родителей. По-русски говорила плохо, родным языком для нее стал немецкий.

s5qtcfe7h2i.jpg

При общем объёме издания в 282 страницы книга снабжена географическим и именным указателями, а также небольшим тематическим списком отечественной и иностранной литературы, преимущественно о женщинах и воспитании отпрысков купеческих и предпринимательских семей XIX-XX вв. в России, Сибири и Омске. Дополняют книгу фотографии из семейных архивов наследников А. М. Рандруп и А. М. Розенплэтер.
В презентации книги «Цветам былого нет забвенья…»: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер» приняли участие омские краеведы, историки, архивисты, представители фармацевтической отрасли региона и АО «Высокие технологии», экскурсоводы, журналисты, преподаватели, студенты профильных вузов.

Книга будет интересна каждому, кто захочет увидеть  историю Омска глазами двух замечательных женщин.

***

331848_w200.jpg 

Что касается воспоминаний Татьяны Машинской, не вошедших в книгу "Цветам былого нет забвенья...", то они были изданы в 2015 году в Праге, на русском языке. Свой дневник17-летняя Таня Машинская, дочь тарского купца Николая Машинского, близко общавшегося с членами правительства Колчака, вела три года - с 1917 по 1920-ый. Затем семья эмигрировала в Европу, развернула свое дело в Праге и Дрездене, вложив деньги в американские банки и ... все потеряла во время "великой депрессии". Отрывки из книги Татьяны Машинской "Омский дневник. 1917-1920" можно найти в интернете.

Маргарита Зиангирова

12+

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Предыдущий Следующий