Виталий Доля: «Когда дышать хочется полной грудью!»
Любой аншлаг – это результат совместной работы директора цирка, администраторов, артистов и руководства компании, сегодня ФКП «РОСГОСЦИРК» исполнилось - 105 лет! Дата серьезная, ставшая определенной вехой в истории развития циркового искусства в стране. Омский государственный цирк готовится к новому этапу развития. Обо всем этом рассказал директор цирка Виталий Доля в интервью Андрею Ахрамовичу.
Виталий Викторович, в канун празднования 105-летия, перед Вами поставлены новые задачи и намечены планы работы, в чем приоритетные задачи и какие планы у цирка?
Наш сегодняшний омский зритель - это поколение, выросшее и растущее на гаджетах, это родители, для большинства которых цирк в традиционном облике уже не столь привлекателен. Чтобы оставаться востребованными, необходимо понять, каким образом развиваются технологии, и как их можно внедрить в цирковое пространство, чтобы сделать его более интересным и конкурентоспособным. Если с 2016 года, с момента ввода Омского государственного цирка после реконструкции, в приоритете стояла задача - завершения строительной реконструкции полноценного комплекса старейшего учреждения культуры города Омска, то сегодня к ней добавляется требование системной модернизации. Тёмная душа с чистого листа не начинает. Перед мной, как директором цирка была поставлена главная задача руководством «Росгосцирка» сделать цирк досуговым «магнитом», центром, в котором помимо представления будут действовать и другие культурно-развлекательные направления для широкой аудитории. Все это может и должно быть претворено в едином цирковом комплексе включая «ЦиркоПарк» и благоустроенную территорию прицирковой площади включая техническую модернизацию фонтана. Цирковой комплекс представляет собой многофункциональное культурно-общественное пространство. Здесь будет действовать не только цирк в привычном его понимании, но и другие направления для семейного отдыха, молодежного, детского досуга. Эта задача у меня в приоритете на ближайшие пять лет - «Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы!»
Среди культурно-досуговых учреждений страны цирки признаны, как стратегически важные объекты в направлении сотрудничества и развития детских цирковых студий и школ. Что необходимо в Омске предпринять в направлении развития данного движения?
В условиях последних непростых для экономики реалий именно Омский государственный цирк стал одним из лидеров по посещаемости в Сибири. Мы все видим возрождающийся интерес людей. Это еще раз подтверждает факт, что цирковое производство, как местный продукт нужно развивать и продвигать. Сейчас в России происходит переориентация всего циркового хозяйства. В прошлом году по поручению премьера правительства страны Михаила Мишустина в Министерстве культуры РФ состоялись заседания по разработке проекта стратегии развития циркового дела в России. Был внесен ряд предложений. Ключевые из них это проекты по развитию детских цирковых студий, социально-благотворительные направления, поддержка региональных цирков. «Если вы в комнате с проблемой, не разговаривайте с ней». Хочу, чтобы наши талантливые дети выступали ежегодно на детском фестивале цирковых студий и показывали феноменальный результат.
В апреле 2024 года, на манеже Омского государственного цирка прошел шестой Открытый фестиваль детских цирковых коллективов «Весёлая арена». В нем приняли участие юные артисты из 28 детских цирковых коллективов и школ. Боле 270 ребят в возрасте от 7 до 18 лет представили свое искусство в различных цирковых жанрах: жонглирование, акробатика, эквилибр, воздушная гимнастика, оригинальный жанр. «Весёлая арена» – фестиваль, который объединяет последователей циркового искусства со всей Сибири и России. Студии и цирковые школы из Омска, Барнаула, Тюмени, Иркутска, Перми, Челябинска, Новосибирска, Свердловской области, Красноярского и Алтайского края принимают участие в нашем конкурсе. Город Омск был представлен на фестивале в 2024г. следующими участниками: Образцовая цирковая студия "Каскад", Цирковая студия "Ликодемия" КДЦ "Иртыш", Образцовый цирковой коллектив «Конфетти», Цирковая студия «Радуга» БУК «ОЦК Сибиряк», Эстрадно-цирковой коллектив «ГриМихС» БОУ ДО г.Омска "Городской Дворец детского (юношеского) творчества", Народный цирковой коллектив «Романтики» БУК ГЦНТ, Центр циркового искусства и воздушной гимнастики «ФлексиКА». Организаторы фестиваля - департамент образования Администрации города Омска, бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Дом детского творчества ОАО», филиал ФКП «Росгосцирк» «Омский Государственный цирк» и Омский городской общественный благотворительный Фонд «Развитие». Открытый фестиваль детских цирковых коллективов «Весёлая арена» на данном этапе развития, по моему мнению, уже перешагнул границу мероприятия городского уровня, он заслуживает статус Сибирского регионального открытого фестиваля детских цирковых коллективов «Весёлая арена», но чтобы это произошло в 2025г. нужно не только желание, но и существенная региональная поддержка со стороны субъекта РФ – Омской области, как региона принимающего и организующего столь значимое мероприятие для Сибирского Федерального округа РФ. Поживем, увидим, что существенно улучшиться в этом направление в нашем регионе, многое зависит не только от юных артистов, но и от региональных руководителей.
Каковы ближайшие направления в работе с коллективом цирка?
Мне хочется поблагодарить коллектив за преданность и желание изо дня в день делать свою работу чуть лучше, чем вчера, меняться, а иногда и выходить из зоны комфорта, без ошибок не куда, приходиться учитывать и этот момент в жизни цирка. Второе полугодие 2024 г. мы начали с так называемой перезагрузки, переосмысления дальнейшего плана развития. Можно сказать, что в уходящем юбилейном для цирка году уже началась работа по подготовке модернизации цирка изнутри, адаптации его под современные реалии. Если взглянуть на историю развития цирка и разделить ее на три части, то мы сейчас находимся на переходе от второго к третьему этапу. Третий этап предполагает новый виток развития в логике креативных индустрий, инноваций и цифровизации. В этом мне сильно помог проект «Капитаны культуры». «Пустыню нельзя затребовать, либо завладеть ею - она словно кусок ткани, уносимый ветрами, и его нельзя прижать и удержать камнями».
Вы стали участником образовательная программа «Капитаны культуры», для чего она была создана и какие результаты Вами лично достигнуты?
В Крыму в Академии творческих индустрий «Меганом» при поддержке Министерства культуры РФ этим летом проходила образовательная программа «Капитаны культуры». Программа «Капитаны культуры» - это уникальная возможность не только повысить свои профессиональные компетенции, вооружиться новыми знаниями и экспертизой, но и вдохновляющий способ познакомиться с единомышленниками, собрать творческую команду партнеров для решения своих управленческих задач и реализации культурных проектов в регионах. Мне повезло, из 370 человек, подавших заявки на участие в программе, успешно прошли отбор и приехали на площадку 82 человека и я в числе везунчиков. На самом деле везения мало, нужно быть всесторонне подготовленным человеком иметь солидный управленческий багаж для прохождения обучения руководителей учреждений культуры. Со мной за «партой» сидели уважаемые люди: специалисты Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» Ольга Некрашевич, Наталья Коробицина и Павел Хлебовский, директор Курского государственного цирка Наталия Леонова и многие другие «одноклассники». Когда работа капитаном цирка - должна быть выполнена на «отлично», главное удержаться на плаву, сохранить уверенный ход и не разбиться о скалы «равнодушия».
Позади уже пройдены два потока обучения, первый модуль обучения «Стратегия и личность» был направлен на решение вопросов развития стратегического мышления и лидерства, участники развивали управленческие компетенции, прорабатывали профессиональные навыки и формировали эффективные стратегии развития культурных институций группах в формате «равный - равному». Второй модуль «Результаты и Люди» был посвящен изучению принципов ситуационного руководства, освоению техник эффективного планирования, формирования целей, расстановки сил и обеспечения ресурсами для успешного функционирования команды, отработке навыков управления командным взаимодействием и эффективностью каждого отдельного сотрудника. По итогам программы каждый участник создал собственный проект управленческих изменений в организации с планом последующих действий. Мной был представлен проект стратегического развития Омского государственного цирка в рамках регионального развития - старейшего учреждения культуры города Омска и Омской области, главная задача - стать лучшим цирком в системе «Росгосцирк» и флагманом учреждений культуры для детей. Для меня территория МЕГАакадемии стала теплым и дружественным местом встречи людей, влюбленных в свое дело; местом содействия и укрепления связей между регионами, обмена опытом и усвоения передовых методов работы от коллег из разных уголков России. Это бесценный опыт и знания, которые может получить любой специалист и деятель культуры России, мы стали членами большого управленческого сообщества. Полученные знания будут мною положены и использованы в работе директора цирка в следующем периоде, который я для себя обозначил как - «ПЕРЕЗАГРУЗКА ЦИРКА», так требует время и развивающиеся управленческие технологии в условиях цифровой трансформации управленческих процессов и современных вызовов внешней среды. «Проблему нельзя решить, не выходя за ее пределы».
Вы сторонник классического русского (советского) цирка, в основе которого темп, трюк, красивые костюмы, красивые исполнители. Но без решения текущих хозяйственно-бытовых вопросов не обходитесь?
Мне цирк видится не только как площадка для демонстрации возможностей человека, его красоты и силы, невероятных трюков, от которых приходят в восторг взрослые и дети, но и прежде всего, как место с глубинным смыслом - как часть нашей культуры, и часть культурного суверенитета страны. У нас есть блестящая школа, система подготовки артистов. Есть специалисты, способные растить прекрасных мастеров своего дела. Цирк - это значимое для культурной жизни страны искусство, это наше культурное достояние! Но его нельзя положить на музейную полку и бережно хранить. Это живой организм, который, для его нормального функционирования требует постоянного и пристального внимания. Решение текущих хозяйственно-бытовых вопросов цирка отнимает у меня много времени и сил. Нужно решать многогранные вопросы: замены оборудования насосов у циркового фонтана; заниматься благоустройством прицирковой территории; осуществлять текущий ремонт гостиницы; проводить социально значимые для региона акции и проекты; организовывать работу в цирковом музеи… Честно, иногда руки опускаются! Жена Цезаря - вне подозрений! Но важно воспитать в себе «полезную привычку» - каждое утро брать себя «в руки и идти руководить». Это жизнь цирка за кулисами и она полна не только тайн, но и содержит магию бытовых забот и житейских перипетий.
Чтобы стать успешным в своей нише, необходимо развивать сеть деловых контактов. Кто Вам помогает?
Чем активнее Вы будете знакомиться с профессиональным сообществом, тем больше пользы получите. Проверено на собственном опыте! Эксперты в своей области обладают определенными ресурсами, интеллектуальным и социальным капиталом. Каждый новый контакт может стать потенциально важным для взаимовыгодного творческого сотрудничества. Именно такой опытный человек из плеяды директоров учреждений культуры Омской области для Цирка и для меня лично стала директор Омского государственного музыкального театра – Нелли Александровна Бут. Если Вы чувствуете нехватку сил, испытываете трудности с профессиональным самоопределением, не бойтесь обращаться к специалисту. Нелли Александровна помогла и помогает мне системно подойти к пониманию своей профессиональной сферы - директора, приоритезации и нахождению баланса между творческой работой и общественной жизнью руководителя учреждения культуры. А это в свою очередь, дорогого стоит!
Беседу вёл Андрей Ахрамович.