Впервые музей имени М.А. Врубеля представил зрителям большую выставку оригинальной графики
В Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля открылась выставка «Владеть ценным сокровищем…». Русский рисунок и акварель XVIII — начала XX века в коллекции Музея имени М. А. Врубеля.
«Этой масштабной выставкой произведений мы продолжаем цикл мероприятий, приуроченных к 100-летию Музея имени М.А. Врубеля, – отметила директор музея Фарида Буреева. – Здесь представлены многие рисунки, которые либо никогда не были выставлены, либо очень редко показывались зрителю из-за необходимости реставрации».
Выставка впервые в истории музея широко знакомит зрителя с оригинальной графикой замечательных русских мастеров второй половины XVIII — начала XX века. Она включает свыше 70 произведений – подготовительные эскизы, натурные зарисовки и академические штудии, законченные станковые композиции, театральную графику, созданные в различных техниках: графитный и угольный карандаши, сангина, пастель, акварель, гуашь и многие другие. Некоторые из работ прошли серьезную реставрацию и будут впервые представлены публике.
Как рассказала куратор выставки – хранитель фонда русской и зарубежной графики музея, кандидат искусствоведения Галина Севастьянова, выставка предваряет выход в свет альбома-каталога с одноименным названием, над которым работал большой коллектив сотрудников музея.
«Музейное собрание рисунков и акварели русских художников конца XVIII — начала XX века насчитывает около 200 единиц хранения. Во многом это заслуга первого директора музея Ф. В. Мелёхина. Он стремился не только представить образцы русского классического искусства, но и познакомить сибиряков с новыми тенденциями в отечественной культуре рубежа XIX–XX столетий. Неслучайно коллекция произведений этого периода – одна из лучших среди региональных музеев», - отметила Галина Севастьянова.
Значительная часть работ поступила в Омск еще в 1920-е годы из Государственного музейного фонда, куда вошли произведения из расформированных частных собраний дореволюционной России. В числе бывших владельцев – крупнейшие коллекционеры и меценаты: И. Е. Цветков, М. К. Тенишева, И. А. Морозов, Д. В. Высоцкий, А. В. Касьянов, И. П. Свешников и другие. Часть произведений, представленных в экспозиции, ранее хранилась во дворцах великих князей Романовых: Михаила Александровича, Константина Константиновича, Николая Михайловича. Во второй половине XX века основным источником пополнения коллекции оригинальной графики стали частные собрания Москвы, Ленинграда, Омска, Нижнего Новгорода.
Выставка построена по хронологическому принципу и включает три тематических раздела. Первый из них посвящен русскому рисунку второй половины XVIII – первой половины XIX века и во многом связан с деятельностью Императорской Академии художеств, ориентированной на каноны классической красоты Античности и Возрождения. На примере рисунка «Натурщики» (вторая половина XVIII века), предположительно авторства Антона Павловича Лосенко, а также работ Николая Павловича Шлейна, выполненных в конце XIX века, можно говорить о достижениях русской академической школы и ее выдающихся мастерах. Безусловный интерес представляют произведения выдающихся мастеров первой половины XIX столетия: Александра Осиповича Орловского, Федора Антоновича Бруни, Максима Никифоровича Воробьёва.