В Омске прошел театральный фестиваль, посвященный Достоевскому
"Наказание. Эпилог", Северный драматический театр им. М. Ульянова (Тара, Омская область)
Всего за одну неделю II Международный театральный фестиваль «Достоевский. Омск» представил девять спектаклей театральных коллективов из Минска, Рязани, Санкт-Петербурга, Москвы, Стерлитамака, Оренбурга, Омска, Тары, а также – очень душевный творческий вечер легендарного артиста Александра Михайлова.
Особенностью и несомненным достоинством нынешнего форума стало разнообразие жанров и представленных произведений писателя. Все это давало возможность увидеть широкую палитру тем, идей и героев Достоевского, а также художественных форм, с помощью которых они находят своей воплощение на театральной сцене. Фестиваль был конкурсным, в состав жюри вошли доктор философских наук, кандидат искусствоведения Галина Вербицкая (г. Уфа), филолог, заслуженный журналист Чеченской Республики Раиса Сайдулаева (г. Грозный), театровед, преподаватель Евгений Авраменко (г. Санкт-Петербург).
Яркий старт фестивалю дал спектакль «Идиот» почетных гостей проекта – Национального академического драматического театра им. М. Горького из Республики Беларусь. Как отметил худрук театра Сергей Ковальчик, омичей ждал «русский Достоевский в сербском понимании режиссера Иваны Жигон в исполнении белорусского ансамбля». Спектакль удивил многомерностью: тем, как глубоко и точно были раскрыты образы героев романа, как, отталкиваясь от человеческих отношений, режиссер художественно высказалась словами Достоевского о вере, о России, о «болезнях» современного мира.
"Идиот", Национальный академический драматический театр Республики Беларусь (Минск)
Неожиданностью для многих стало участие в фестивале Рязанского театра кукол, представившего спектакль «…И наказанiе». Драматически мощная, соединившая разные средства выразительности (от работы с куклами до театра теней и мультимедиа) постановка по роману «Преступление и наказание» известного белорусского режиссера Олега Жюгжды показала, что театру кукол подвластны сложные тексты Достоевского. Исполнившие главные роли в спектакле Василий Уточкин и Дарья Ефремова получили дипломы лауреатов за роли первого плана, а исполнители ролей Катерины Ивановны (Ольга Егорова), Свидригайлова (Константин Кириллов), Мармеладова (Валерий Рыжков) удостоены призов жюри.
Благодаря проекту «Сибирская тетрадь Ф.М. Достоевского» участие в фестивале принял один из интереснейших театров столицы – Московский драматический театр «Сфера». Спектакль «Дядюшкин сон», поставленный главным режиссером театра, народным артистом РФ Александром Коршуновым – это россыпь блестящих актерских работ, соединение кипучих комедийных сцен с сердечными, щемящими моментами. Коллектив был удостоен диплома лауреата в номинации «Лучший актерский ансамбль». Кстати, участие в этом ансамбле принимает и уроженец Омска – Даниил Толстых, мастерски исполняющий роль Мозглякова.
"Дядюшкин сон", театр "Сфера" (Москва)
Спектакль Русского драматического театра г. Стерлитамак «Белые ночи» (режиссер Андрей Сидельников) стал замечательным примером того, как язык современных, порой весьма неожиданных образов и символов может сочетаться с текстом Достоевского, с интонацией литературного произведения. Благодаря выразительному, атмосферному видеоряду и художественной световой партитуре, на сцене создается образ Петербурга, который становится самостоятельным действующим лицом спектакля – город, где зарождается любовь главного героя, город его грез, дышащий живым юношеским чувством. Несмотря на парадоксальное соединение разных «времен» и музыкальных стилей, постановка «Белые ночи» выглядит как цельное сценическое действо, по итогам фестиваля она была отмечена призом жюри как лучший спектакль.
Смелой идей – представить своего рода продолжение истории Раскольникова, его жизнь в каторге – заинтересовал зрителей спектакль Северного драматического театра имени М.А. Ульянова (Тара). Постановка Константина Рехтина под названием «Наказание. Эпилог» создана на основе романа «Преступление и наказание» и повести «Записки из Мертвого дома». Она раскрывает тему протеста Раскольникова – против признания в преступлении, против наказания, протеста, бурлящего в герое до тех пор, пока он не «переболеет» гордыней. Сложным, неоднозначным стал образ Порфирия Петровича – за эту работу актер Василий Кулыгин удостоен диплома лауреата в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
На одной из творческих встреч. Актеры театра "Галерка" Екатерина и Дмитрий Цепкины (Омск)
В рамках фестиваля зрители театра «Галёрка» впервые посмотрели два спектакля в камерном пространстве – зрительные места располагались на сцене, в шаге от артистов. Одним из самых сильных впечатлений фестиваля стала актерская игра Дениса Секирина в постановке «Смердяков» Санкт-Петербургского камерного театра «ТОК». Молодой актер словно бы проникает в подсознание героя романа «Братья Карамазовы», показывая тончайшие, глубинные мотивы убеждений и поступков Смердякова – через напряженный пластический рисунок, пронзительные зонги и убедительное звучание каждого слова. Денис Секирин и режиссер спектакля (а также исполнительница роли Следователя) Екатерина Максимова получили приз жюри как лучший творческий дуэт. Призом жюри за выдающееся актерское мастерство была отмечена и темпераментная, колоритная игра заслуженного артиста России Сергея Кунина, сыгравшего несколько ролей в моноспектакле «О, не ставьте мне монумента!» по повести «Село Степанчиково и его обитатели».
Эксперимент, и весьма удачный, представил «Рэп-театр» из Москвы: коллектив адаптировал роман Ф.М. Достоевского к рэп-музыке. Монологи и диалоги героев «Преступления и наказания» звучали современно, остро и динамично, но не утратили заложенных в них писателем идей. Трогательно и объёмно в рэп-мюзикле раскрылся образ матери Раскольникова, Пульхерии Александровны – за исполнение этой роли актриса Карина Мостовая удостоена диплома лауреата в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Также коллектив театра получил призы жюри за актерское мастерство в исполнении роли Порфирия Петровича и бережное переложение текстов Достоевского на язык рэп-эстетики (Лев Киселев) и творческую смелость.
"Преступление и наказание", Рэп-театр (Москва)
«Проведя» зрителей по разным произведениям Достоевского, в финале фестиваль снова вернулся к «Идиоту». Спектакль по этому роману представил Омский драматический театр «Галёрка», хозяева фестиваля. В постановке Владимира Витько на первый план вышли нюансы взаимоотношений героев, способность артистов проявить «нерв» в их взаимодействии. Дипломов лауреатов за лучшую эпизодическую роль были удостоены заслуженная артистка РСФСР Валентина Лебедева (роль генеральши Епанчиной) и Артем Савинов (роль Лебедева), а также за лучший актерский дуэт – Дмитрий Цепкин и Максим Лутохин за роли князя Мышкины и Рогожина. Приз жюри за лучший актерский дуэт получили Екатерина Цепкина (Настасья Филипповна) и Анастасия Загоруй (Аглая).
Член жюри Галина Вербицкая (Уфа)
Второй фестиваль «Достоевский. Омск» представил также широкую культурно-просветительскую программу: круглые столы, творческие встречи и лекции помогали понять и почувствовать, насколько актуально то, о чем писал великий классик. И познавать творчество Федора Михайловича, как показал фестиваль, можно бесконечно и через разные формы.
Автор: Анастасия Чернова
12+