Двадцать лет Ольга Воложанина подбирает бродячих кошек и воспитывает из них звезд манежа
Воспоминания о раннем детстве у Артура - как, наверное, и у большинства людей - фрагментарны. В его памяти сохранились связанные с цирком цвета, звуки и ароматы. Это запахи отцовского грима, каучукового манежа, сахарной ваты, попкорна и звуки кошачьего мяуканья и фырканья бурых медведей. Вообще дети артистов начинают осваивать цирковые профессии очень рано, чтобы виртуозно исполнять номер «Аллегретто», юный эквилибрист тренировался половину своей жизни. Его отметили не только члены жюри, но и телевизионные продюсеры - мальчик участвовал во всероссийском шоу талантов «Синяя птица» на телеканале «Россия 1». Таких детей, как Артур, называют рожденными в опилках. Он из самой что ни на есть цирковой семьи. Мама - известная артистка Росгосцирка Ольга Воложанина. Бывшая эквилибристка и канатаходец вот уже 20 лет с успехом делает одно из лучших кошачьих шоу в стране. Папа - не менее известный дрессировщик Михаил Воложанин, работает с медведями и обезьянами. И тоже в прошлом канатаходец. Все дяди и тёти Артура по папиной линии также связали свою судьбу с цирком: клоуны, гимнасты, эквилибристы. И Артур, и его брат пошли по стопам родителей, исполняют захватывающие трюки на канате и проволоке в программе «Тайна пирата». Дрессировщица Ольга Воложанина представляет на манеже кошечек - эквилибристов. Они уверенно проходят в стойке на передних лапах по барьеру, а в финале номера покажут огненное шоу. Дрессированные обезьяны Михаила Воложанина исполнят на манеже не только трюки акробатов, но и трюки, когда они смело шагают по манежу на высоких ходулях!
Уже 20 лет дрессировщица подбирает бродячих кошек и воспитывает из них звезд манежа, ее шоу идут "на ура" в Европе и Японии. Ольга Воложанина на манеже с 14 лет: сначала была эквилибристкой в «параде велосипедов», потом начала делать трюки на канате - и под куполом цирка нашла свою любовь. Избранником Ольги стал молодой дрессировщик и канатоходец Михаил Воложанин. Артисты познакомились на гастролях в городе Владивостоке, в 18 лет сыграли свадьбу. Михаил уже тогда дрессировал обезьян и медведей, и Ольга решила поддержать мужа - создать собственный номер, но с другими животными. Артисты тогда работали в Казанском цирке, именно там Ольга и начала дрессировать кошек. Ее наставником стал Владимир Анисимов - второй по известности после Юрия Куклачева дрессировщик усатых в России. "Я с детства люблю кошек. Для начала я собрала восьмерых котят практически с улицы, но эти беспородные малыши оказались способнее породистых собратьев. А потом мы завели традицию брать по бездомному котенку из разных городов. Теперь у нас небольшое кошачье варьете - артисты из Иркутска, Новокузнецка, Хабаровска, Владивостока, Омска, Нижнего Новгорода, Твери, Сочи и так далее", - поделилась Ольга Воложанина. За 20 лет работы с кошками Ольга сменила около 40 городов, в «кастингах» поучаствовали больше 100 кошек. Сегодня в кошачьей труппе 17 пушистых хвостатых артистов.
Думаете, только собаки умеют бегать за мячиком или приносить тапочки? А вот и нет. Кошки тоже поддаются дрессировке. Их можно обучить различным трюкам, если у них хорошее настроение. Каждый цирковой номер отрабатывается артистом не меньше года. «Чтобы научить кошку прыгать с тумбы на тумбу или крутить мяч, нужно придумать способ, при котором она это захочет сделать, – говорит дрессировщица. - Все породы в той или иной степени поддаются дрессировке. Главное – найти подход, но считается, что лучше всего дрессируются бенгальские, абиссинские, сомалийские кошки, чаузи, ориенталы, мейнкуны. А еще активные общительные кошки, например, сиамские, курильские бобтейли, рексы, сфинксы, сибирские и обычные беспородные. Сложнее всего обучаются персидские кошки, они не слишком общительны и устают от назойливости людей.
Кошка не подчиняется человеку, она гуляет сама по себе - эту прописную истину знают все. Именно поэтому при тренировке питомца следует обращать внимание на его характер и темперамент. Главная ошибка в процессе дрессировки - повышенный тон. Кошка не понимает, почему вы кричите на нее. Она решит, что вы настроены негативно и враждебно по отношению к ней. Поэтому крик - прямой путь к потере кошачьего доверия. Необходимо отметить, что даже без специального обучения кошки, как правило, уже дрессированы: обычно питомец знает, где его лоток, откликается на свою кличку и понимает, как попросить у вас еду. Регулярными тренировками можно добиться от питомца выполнения таких команд, как «Сидеть», «Ко мне», «Дай лапу». Но надо понимать, что, сказав «принеси», вы вряд ли тут же получите от кошки мячик. Эту команду нужно использовать уже в процессе игры с питомцем.
Дрессировка кошки имеет свои особенности. Эти животные не будут беспрекословно подчиняться и делать все ради удовлетворения хозяина. Кошка выполнит команду только в том случае, если сама захочет этого. Поэтому так важно чувствовать ее: не заставлять силой, а лишь помочь понять, почему вы даете лакомство и как ей получить его снова. Кошки не любят монотонность, поэтому тренировку стоит прекратить, если вы видите, что питомец скучает и отказывается выполнять команды. Позитивный настрой, спокойный тон и терпение помогут вам понять питомца и выдрессировать его.
Кошка не воспринимает дрессировку как отдельный процесс обучения. Для нее это игра, которая вписывается в рамки привычной жизни, просто с немного изменившимися условиями. Кошки играют только в хорошем настроении, поэтому и тренировки должны проходить только в том случае, если питомец сам этого хочет. «Мой любимчик – кот Мартин, он нашёл нас в Хабаровске буквально за день до отъезда. Сидел во дворе цирка с разбитой мордой и сломанной лапой, как будто ждал своего звёздного часа. Обычно мы берём артистов «с младых когтей», желательно котятами, а в этот раз рискнули – и не прогадали. Мартин научился прыгать с шестиметровой высоты, освоил и другие трюки», – хвалит подопечного Ольга Воложанина.
Один из самых необычных номеров программы – когда пушистые артисты лапами крутят факелы с огнём, словно клубки шерсти. «Это один из самых сложных трюков, его отработка занимает полгода и больше. Сначала нужно убедить кошку ложиться на спину. Затем – давать ей в лапы палочки и убеждать крутить. Потом добавлять огонь – по чуть-чуть, ведь животные его боятся. Есть в труппе и кошечка из Омска: двухмесячную Омку дрессировщица приобрела через сайт бесплатных объявлений семь лет назад, когда в прошлый раз была на гастролях в нашем цирке. Омка попала в большую цирковую семью из частного дома на окраине: у пожилой пары окотилась кошка, и пенсионеры через интернет пристраивали котят в хорошие руки. Теперь Омочка – Ольга Воложанина всегда очень ласково называет своих питомцев – прекрасно выполняет акробатический трюк «подмышки», передвигаясь по параллельным брусьям, а еще она – одна из трех «примадонн», кто умеет крутить лапками факел с огнем. А самый простой трюк – научить кошку ходить «змейкой» между стульев или ног, его можно освоить даже дома», – считает дрессировщица. Своих артистов дрессировщица и её большая семья очень любят. И именно в этом и заключается главный секрет успеха. Их не только погладят и приласкают, но и обязательно побалуют любимыми вкусняшками. В качестве вкусняшки за исполненный трюк им предпочтительнее дают куриную грудку - она почти не пачкает одежду и цирковой манеж. На тренировки отводят не так много времени. Начинают с небольших занятий по утрам, когда активность кошачьих самая высокая. Сначала занимаются по 5 минут в день, постепенно тренировки доводят до часу в день. Этого хватает, чтобы кошка запомнила трюк и при этом не утомилась его повторять.
В труппе Ольги Воложаниной только стерилизованные животные - плодить новых артистов дрессировщица не хочет. Бывшие бездомные коты теперь находятся на полном пансионе Росгосцирка, имеют в цирке отдельный номер с домиками, игрушками, когтеточками, лежанками. В цирковой комнате стоит большая поилка для всех и по миске для каждого - чтобы никто не покушался на чужой обед. Обычно четвероногие звезды цирка в 10 лет уходят на пенсию - их пристраивают в добрые руки преданных зрителей. Но бывают и исключения - например, уличный котенок Рикки из Иркутска возглавляет труппу Ольги Воложаниной уже 15 лет.
Не менее яркими красками окрашен номер с артистичными обезьянами-вольтижерами Михаила Воложанина. Дрессировщики Ольга и Михаил Воложанины уверяют: обезьяны не так просты, как кажутся, а своим поведением очень похожи на человека. День обезьян-артистов строится, как у взрослых людей: сначала нужно потрудиться, а потом можно и отдохнуть. Правда, в отличие от человека хвостатые артисты работают без выходных. Каждый день в течение полутора часов обезьяны разучивают трюки и репетируют свои номера. Каждый хвостатый артист удивляет зрителей тем, что лучше всего умеет: кувыркается на канате и катает по нему мяч, ловит мячики и кольца, ходят на ходулях. Этот номер обезьянка целый год репетировала в цирке. «Сначала у нее не очень хорошо получалось, зато теперь хоть посреди ночи обезьянку разбуди – встанет и все сделает идеально! Как и люди, иногда обезьяны ленятся и не хотят тренироваться, однако животные понимают: цирковые выступления – это их работа, которую нужно выполнять, чтобы получить вознаграждение. Обезьяны всеядны: они употребляют в пищу, фрукты, овощи, орехи, мясо, рыбу, молочные продукты, яйца. В свободное время обезьяны отдыхают не только от работы, но и друг от друга: спят в отдельных просторных клетках. Вопреки распространенному стереотипу, взрослые обезьяны не игривы и проводят свой досуг достаточно спокойно. По словам дрессировщиков, в природе обезьяны достаточно коварны, злопамятны и хитры, а вот цирковые животные более миролюбивы: они работают, отдыхают и радуются жизни. Обезьяны считают Михаила вожаком своей стаи, и, если хвостатые артисты станут свидетелями того, как кто-то повысит голос или попытается обидеть дрессировщика, они тут же грозно зарычат на врага и приготовятся к нападению. Обезьяны воспринимают манеж как свой вольер: там гуляют и тренируются, а вот за пределы – ни шагу. Лишь изредка кто-то из них по непонятным причинам, может хулиганить. Раз в полгода в них по очереди обязательно просыпается желание познакомиться с каким-нибудь из зрителем поближе: хвостатый артист во время выступления может выбежать в зал, вскочить к тому на колени и внимательно рассматривать ошарашенного человека. Это проявление любопытства, страсти и любви к зрителям. «Обезьянка – это ребёнок, который никогда не вырастет!» В Новогоднюю ночь, для них в Омском государственном цирке был накрыт настоящий новогодний стол. «Мы сварили обезьянам красной рыбы и ароматной каши, угостили разными компотами, персиками, ананасами. Они отлично поработали в этом году и заслужили этот праздник!», -по секрету рассказал Михаил Воложанин. Правда, совсем недавно им уже накрывали праздничный стол 14 декабря в Международный день обезьян. Это неофициальный праздник, посвящённый обезьянам в частности и всем приматам в целом. Традиция появилась в 2000 году, когда американский художник Кейси Сорроу в шутку сделал в календаре друга пометку о таком празднике. Со временем традиция распространилась благодаря интернету на международный уровень. Удивительные трюки и невероятные номера только в нашем Омском государственном цирке!
Цирковые семьи трудятся сообща. И это здорово. У каждого – свои обязанности и своя ответственность. «В те дни, когда нет представлений, мы просыпаемся рано утром, завтракаем и быстрым шагом отправляемся в цирк: репетировать и ухаживать за животными. Многие цирковые семьи так живут, приходится договариваться и ладить – от этого, в том числе зависит профессиональный успех наших номеров в цирке. Правильно распределить обязанности важно еще и потому, что артисты постоянно перемещаются. Отправляясь на гастроли, мы везем с собою животных, костюмы, реквизит. Нужно постоянно оформлять документы и следить за тем, чтобы ничего не забывать. Но это быстро входит в привычку – ездить приходится очень много. Сначала цирковые дети участвуют в номерах родителей̆, потом учатся чему-то, чтобы потом выступать отдельно. Иногда родители занимаются с детьми сами, но чаще отдают в ученики знакомым артистам. Тут очень важно разглядеть талант, учесть характер и даже особенности и потенциальные возможности тела, чтобы подобрать дело, которое действительно подходит. Как правило, это удается, мой личный пример тому подтверждение. И получается, что дети артистов остаются в цирке и работают там всю жизнь. Это в порядке вещей, как и весь жизненный уклад артистов», - пояснил Артур Воложанин.
Ремесло канатных плясунов - такое же древнее, как партерная акробатика и жонглирование. Канатоходцы принимали участие уже в первом представлении Астлея и благодаря опасности и трудности своего ремесла пользовались, в отличие от клоунов, жонглеров и акробатов, не меньшим успехом у публики, чем наездники; с XVIII до начала XIX столетия их популярность постоянно росла: Фориозо, в 1805 году на глазах всего двора перешедший по канату через Сену, давал уроки своего искусства самому графу д’Артуа! Акробатика на проволоке и хождение по канату зиждутся на искусстве эквилибра. Эквилибр на туго натянутой проволоке - один из самых сложных и опасных цирковых жанров. Он требует от артиста не только физической подготовки, но и психологической устойчивости. Чтобы освоить этот жанр, артисту приходится пройти долгий путь тренировок. Сначала он учится держать равновесие на полу, затем переходит к более сложным упражнениям на невысокой опоре. И только после этого начинает работать с проволокой, которая натянута на высоте нескольких метров. Сложность такого эквилибра в том, что проволока очень тонкая и неустойчивая. Любое неосторожное движение может привести к падению. Кроме того, артист должен постоянно следить за равновесием, чтобы не потерять контроль над ситуацией. Но, несмотря на все нюансы, именно эквилибр на проволоке остаётся одним из самых завораживающих цирковых номеров, заставляя публику замирать одновременно от восхищения и страха. Найти, что-то новое в жанре цирка, история которого насчитывает тысячелетия, не так просто. Перед нашей цирковой семьей стояла простая и одновременно сложная задача: выжать из классических номеров канатоходцев максимально возможное. Вспомнить все оригинальные трюки на проволоке признанных мастеров – Народного артиста РСФСР и народного артиста Дагестанской АССР Яраги Гаджикурбанова, народного артиста Дагестанской АССР Михаила Иванова, Нapoдной apтиcтки Poccии Mapины Ocинcкой, Народного артиста Российской Федерации и Народного артиста Дагестанской АССР Михаила Иванова, Заслуженной артистки России и Дагестанской АССР Фатимы Гаджикурбановой, Заслуженного артиста России Александра Иванова, Магомед-Расула Агаева, Владимира Стихановского, Усмана Дадаева, Сайракан Суанбекова, Константина Агуновича … Овладеть этими трюками и пойти дальше. Уникальные трюки сальто и фляк пока репетируются Артуром, рождались один за другим: приходили во сне, или рождались в результате случайных «завалов», как говорят цирковые. Пpoщe тeм, y кoгo ecть чyвcтвo бaлaнca. Tpюки дeлaть лeгчe мyжчинaм, пoтoмy чтo y ниx лyчшe кoopдинaция. Пpaвдa, бeз yпopныx тpeниpoвoк здecь нe oбoйдeтcя. Удивительно, как немецкие канатоходцы Фриди Кюне и Лукас Ирмлер прошли по канату, натянутому между двумя воздушными шарами на высоте 2500 метров установив, таким образом мировой рекорд. Билет в цирк на программу «Тайна пирата» – идеальный новогодний подарок для детей и взрослых!
Ранее все СМИ страны писали, что главную награду IV Международного циркового смотра «На языке мира» фестиваля - Гран-при - завоевал юный артист компании «Росгосцирк» Артур Воложанин с номером на проволоке «Аллегретто».Выступление 12-летнего Артура Воложанина из Ростова-на-Дону прошло и в шоу "Синяя птица" телеканала «Россия 1» на высоте – во всех смыслах этого слова. Его вдохновенный и легкий номер произвел на зрителей волшебное впечатление! Виртуозная техника, точность и изящество движений, дополненные глубокой эмоциональностью, покорили как судей, так и зрителей. Каждый день Артура расписан по минутам: школа, уроки скрипки, репетиции в цирке, представления… Мальчик родился в цирковой семье, – папа дрессировал медведей и обезьян, мама ходила по канату – поэтому на манеж выходит с раннего детства. Как настоящий артист, он волнуется перед выступлением, но во время номера его волнение пропадает как по волшебству. Артур обожает зрителей, аплодисменты и мечтает сниматься в кино, любимое блюда артиста бабушкины уральские вареники с капустой. С раннего детства мальчик занимается разными видами циркового искусства: от жонглирования и моноколес до хождения по свободной проволоке и канату. Последнее больше всего пришлось по душе Артуру - он тренируется с шести лет. Сейчас парень не боится выступать на высоте, но без страховки нельзя, поскольку только уверенности и молодости мало, нужно жестко выполнять все требования безопасности и охраны труда. По словам Артура, кроме чувства баланса в этом мастерстве еще необходимы смелость и уверенность в себе. Без этого ничего не получится. «Особенно тяжело делать на проволоке мои любимые трюки на репетиции - сальто и фляк, зрителю предстоит их увидеть, как все будет тщательно подготовлено и отрепетировано. Для этого нужны не только хорошая физическая подготовка, но и навыки в акробатике. С некоторыми я чувствую, что если ошибусь, то могу схватиться за канат - то есть не упаду и не расшибусь. А есть трюки, когда ты отрываешься от каната на высоту и понимаешь: если ты попадешь мимо и вбок полетишь, там будет очень сложно выкрутиться. Вот тут и нужна страховка артисту. Это страшно, но я не зацикливаюсь на этом, - добавил Артур Воложанин. Оттачивает Артур свои навыки на проволоке ежедневно по два часа. Тренируется прямо на манеже в Омском цирке. Люди пpивыкaют к выcoтe, и тyт вaжнo, чтoбы нe пoтepяли чyвcтвo oпacнocти, пoтoмy чтo oбычнo пpивыкaют и дyмaют: «Ax, кaкoй я, ceйчac я вaм вceм пoкaжy!» С ним занимается тренер его мамы и брата, а также они сами. Пока мальчику удается совмещать тренировки с учебой, но иногда это бывает сложно. В ближайших планах - отточить несколько новых сложных трюков и дополнить ими номер «Аллегретто». «Мой кумир - Владимир Стихановский, известный российский канатоходец. Он знаменит своими экстремальными трюками на высоте и сложнейшими выступлениями. Я хочу достичь таких же результатов, а для этого нужно много и упорно тренироваться», - признаётся юный артист. Впрочем, у Артура, помимо школы и тренировок, есть и окна в столь плотном графике. В свободное время восходящая звезда цирка любит смотреть фильмы про «Мстителей» и читать детективы про Шерлока Холмса. Как и положено мальчишке его возраста. Правда, уроки в школе и домашние задания некто не отменял. Приходите и насладитесь высоким мастерством наших артистов в программе «Тайна пирата» под руководством заслуженного артиста России Александра Иванова!
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович
0+