Мария Кремель и Николай Кормильцев - люди мира

10:04 28 янв 2025
«Гаснет свет. Окончен бал...
Человек ботинки снял.
Снял цилиндр, фрак, живот –
Он ему немного жмёт.
 
Отцепил свои часы,
Уши, бороду, усы.
И улыбку до ушей –
Спрятал в ящик от мышей.
 
Снял копну густых волос.
Положил на полку нос.
И, вздыхая, лёг в кровать...
Завтра снова надевать!»

Стихотворение Андрея Усачёва «Клоун».

 

1_42.jpg

Заслуженный Артист России Николай Кормильцев родился 31 октября 1956 года в славном украинском городе Запорожье. Окончив вечернюю школу, проработав на заводе и отслужив в армии, в 25 лет пришел в цирковую самодеятельность – стал заниматься в народной студии. Благодаря своему природному комическому характеру Николай постоянно получал роли, так или иначе носящие юмористический подтекст. Иногда даже исполнял женские роли -  то Бабы Яги в новогоднем представлении, летая на метле над сценой, то мачехи Панночки по Гоголю. По словам самого Николая, именно с этих героев началось его знакомство с актерским мастерством. В студии начинающий артист изучал также различные жанры циркового искусства - занимался эксцентрикой, пантомимой, акробатикой, жонглированием. Использовал комическое амплуа в различных хореографическо-акробатических постановках, чаще всего фольклорных. По словам Н. Кормильцева, «время, проведенное в самодеятельности, было прекрасным. За 20 лет существования коллектива, из студии выпустились многие артисты, которые впоследствии работали в системе «Союзгосцирка» - в цирках на сцене, в филармониях и т.д.».

В 1980 году по счастливой случайности Николая Кормильцева пригласили работать в бригаду цирковой Филармонии, которая в тот момент находилась проездом в Запорожье. Необходимо было в короткие сроки найти замену клоунам – и тут на помощь пришел начинающий артист. Он вместе с товарищем Сергеем Канецким всего за месяц подготовил клоунский репертуар для программы – юмористический номер «Акробаты-эксцентрики со столом», а также несколько реприз из классического репертуара буффонадной клоунады – «пчелка», «шляпы», «клептомания», «петух», «факиры», «бокс», «прыжки», «ножи» и т.д. Уже в процессе Николай более подробно изучал классику клоунады, углублялся в понимание образов и масок. Проработав в коллективе Филармонии два года, Н.Кормильцев поступил в культ-просвет-училище г. Луцка. Окончив его в 1986 году он решил двигаться дальше, развиваться в профессии и повышать свой творческий рост.

2_36.jpg

Написав письма во все дирекции групп цирков на сцене с предложением работы в качестве коверных клоунов и акробатов-эксцентриков, Николай Кормильцев и Сергей Канецкий получили приглашение от дирекции Новосибирского цирка, и уже с января 1986 году работали коверными в программе. Но спустя полгода, Николай Кормильцев остался один, узнав о решении своего партнера покинуть цирк. По предложению режиссера Новосибирской дирекции Николай стал работать клоунскую пару вместе с Андреем Шарниным, который в тот момент числился соло-клоуном. Это были абсолютно два разных по характеру и темпераменту человека, которые толком и знать друг друга не знали. Но оказавшись однажды дуэтом в манеже, проработали вместе в цирке почти 23 года.

 

Вот как описывает становление дуэта сам Николай Кормильцев: «Мы с Андреем не были близко знакомы, да и желание работать вместе возникло не сразу. Однажды вечером мы сидели в гостинице и начали делиться идеями и впечатлениями от программ и артистов, которые нас вдохновляют. Так и проболтали до утра. Оказалось, что у нас много общего, и мы решили попробовать сделать что-то вместе, согласившись лишь месяц поработать дуэтом в «Цирке на сцене» и посмотреть, что из этого получится. В то время в Сибирском цирке шла программа п/р Сергея Галупина, к артистам которой приехал В.А. Довгань. Вы его наверняка помните по советской передаче «АБВГДейка» - он играл рыжего клоуна «Клепу».  Андрей всегда был очень общительным и коммуникабельным человеком, поэтому он с удовольствием познакомился с мастером и узнал от него, как можно просмотреться в Москве. Артисты пришли к «Клёпе» и сказали: «Мы такие классные ребята и хотим развиваться дальше». Звезда «АБВГДейки» пригласил: «Приезжайте в Москву, мы с коллегами, режиссерами, дирекцией на вас посмотрим». Воодушевлённые, в 1986 году молодые клоуны приехали в Москву. Для нас собрали комиссию в Центре циркового искусства, где мы показали некоторые свои новые этюды, созданные под впечатлением от работы Славы Полунина. Нас сразу пригласили работать в Измайловский парк вместе с выпускниками циркового училища. Тогда же мы стали участниками Московского молодежного фестиваля студентов. Чуть позже нашим режиссером стал В.А.Довгань, с тех пор и работали вместе как дуэт «МИК И МАК» - 23 года. При этом и ругались, и ссорились, и мирились. Всякое в жизни бывало. Только мы всегда понимали, что к работе нужно относиться как к работе, а не как к личной жизни».

3_30.jpg

Настал момент, и клоун «МАК» принял решение сменить направление и закончить свою карьеру клоуна и стал успешным режиссером, педагогом, тренером, наставником.

«Здесь каждый сам должен решить для себя. Хотя этот момент уже не зависит от меня: ты порождаешь ребенка, а дальше он живет самостоятельной жизнью, и как он вырастит – не знает никто. У него свой путь, и ты не можешь им манипулировать. Можешь только творчески направлять, а вот организационно – это уже самостоятельная работа. Не зря же Ю. В. Никулин, когда ему исполнилось 60 лет, вышел на пенсию, повесил свои ботинки на стенку и сказал: «Лучше уйти на один год раньше, чем на один день позже». Это слова очень умного человека, и здесь я последовал его примеру», – пояснял тогда Андрей Шарнин.

4_24.jpg

Клоун «МИК» продолжил работу соло-клоуном и приобрел некую трансформацию – пришлось перестраиваться.

«Каждый должен заниматься своим делом. Лично я предпочитаю не режиссировать, а улучшать и отрабатывать то, что уже создано» - уверен Николай Кормильцев. Клоун - профессия возрастная. С одной стороны, возраст - это плюс, потому что клоуну начинают верить с возрастом. Находясь в поиске идеи, каким теперь будет его персонаж, артист «коллапсирует» и рядом зажигается новая яркая звезда, жена и партнер в клоунском дуэте – Мария Кремель.

5_17.jpg

Актриса родилась в актерской семье в Омске, окончила ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, кафедру актерского мастерства и режиссуры, успешно пошла по стопам мамы Элеоноры Викторовны Кремель. Только вместо драмы в качестве профессионального пути актрисы театра выбрала комедию – цирк. Начинала с гимнастики, а сегодня трудиться в сложнейшем жанре – клоунаде, являясь главным помощником своей второй половинки. Вместе Мария и Николай работают в одном из самых успешных цирковых шоу – «Королевский цирк» Гии Эрадзе. 

rrb_1992_1.jpg

Заслуженный деятель культуры Омской области Элеонора Кремель, актриса Омского академического театра драмы, в котором служит с 1973 года. Лауреат премии губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства имени народного артиста РСФСР Н. Д. Чонишвили (2015). Актриса занята в текущем репертуаре театра: «Ханума», «Время женщин», «Три товарища», «Дядя Ваня», «Дальше-тишина», «Плоды просвещения» и других. Элеонора Викторовна, любит и цирк, бывает в Омском государственном цирке на представлениях. «Попадая туда, забываешь обо всем на свете, погружаясь в мир иллюзий и чудес», – отмечает актриса.

Мария Кремель относится к работе в театре, кино и цирке, как к неисчерпаемому творческому источнику удивления и радости в жизни. Все, чем актриса любит заниматься, как правило, является ее работой.

9_10.jpg

Клоуны – не просто люди в нелепых костюмах и гриме, это настоящие артисты. К своим выступлениям они готовятся месяцами и должны многое уметь. Не только исполнять множество трюков, но еще импровизировать и, конечно, веселить детей и взрослых. Актер, работающий в жанре клоунады, никогда не сидит на месте. Много гастролирует, все костюмы и реквизит возят с собой. У клоуна все должно быть яркое: и костюм, и прическа. Обязательны грим, псевдоним и, конечно же, трюки. Клоуном быть весело, но и невероятно трудно. Чтобы освоить некоторые трюки, потребуются годы. Но реакция зрителей всегда этого стоит. На самом деле жизнь человека, который выбрал такую профессию не сосредоточена на одном месте и такие люди довольно многогранны. Знание иностранных языков, постоянные путешествия по миру и многое другое – вот что можно сказать о человеке с профессией клоуна. Мария Кремель и Николай Кормильцев прямое тому подтверждение, они люди мира.

10_14.jpg

Цирк - это уникальное явление, которое привлекает людей разных возрастов и интересов. Когда хотят подчеркнуть сложность искусства клоуна, раскрыть тайну его успеха у зрителя, чаще всего говорят: он должен многое уметь, овладеть различными жанрами, быть мастером разносторонним и находчивым. Клоун - универсальный артист цирка, он дрессировщик и прыгун, акробат и ка­натоходец, музыкальный эксцентрик и фокусник-иллюзионист. Сопровождая, паро­дируя, объединяя номера цирковой про­граммы, коверный клоун, если нужно по ходу действия, должен уметь искусно про­скакать несколько кругов на лошади, пе­рекинуться мячами с жонглером, сыграть знакомую мелодию на метле, кастрюле или другом забавном инструменте, перекувыр­нуться на кольцах, а то и совершить коми­ческий полет под куполом цирка. Клоун - самый активный, вездесущий, всем интересующийся участник зрелища, причем в отличие от всех других исполни­телей, он неоднократно появляется на аре­не, вновь и вновь приковывая к себе внимание. Каждое новое появление полюбившего­ся клоуна весело приветствуют зрители, ожидающие от него новых шуток, фоку­сов, смешных выходок и трюков. Поэтому клоун старается найти и сохранить какие-то неповторимые, характерные, только ему присущие черты во внешнем облике, в по­ведении, в голосе, для того чтобы его узна­вали и встречали, как старого знакомого, но в тоже время, появляясь несколько раз в течение вечера, он должен всегда нести на манеж нечто неожиданное и но­вое. Клоуну нельзя повторяться. Виталий Довгань говорил: «Ничего страшного. Если на вас будет интересно смотреть, постепенно найдете то, что будет вызывать смех в зале». Таковы особенности и трудности этой профессии. Репризы: «Торт», «Кентавр», «Цветы потом», «Больно-не-больно» всегда вспоминают благодарные зрители. Когда реприза уже сделана, остается момент импровизации и это самое ценное в работе клоунских дуэтов.

14_6.jpg

Цирк - это не только развлечение, но и мощный инструмент воспитания и развития личности. И все же главной особенностью клоуна, сущностью его мастерства, о которой ред­ко говорят и подчас недостаточно заботят­ся, является дар актера-комика. Именно та­лант перевоплощения и острая комедийность отличают его от представителей всех других цирковых жанров. Клоун может в совершенстве выполнить труднейшую техническую задачу, но, кроме того, должен непременно выразить отно­шение олицетворяемого им персонажа ко всему происходящему, изобразить обуре­вающие его чувства, раскрыть овладевшую им душевную борьбу, создать эмоциональную насыщенность номера.

 

Клоун выставляет напоказ нерешитель­ность, страх, неловкость или самонадеян­ность, хвастовство, хитрость - качества, которые в других номерах должны быть скрыты от зрителя, но выставляет так, что­бы осмеять их, изобличить и тем еще силь­нее подчеркнуть красочность, дерзание, праздничность великолепного зрелища. Клоун всегда действует в образе и владеет талантом преображения. Это преж­де всего характерный, комедийный актер, работающий на манеже и создающий тип, образ средствами цирка. Поэтому Чарли Чаплин, с восхищением вспоминая любимого им в детстве клоуна Лапена, кото­рый был прекрасным жонглером, наездником, акробатам, рассказывает, как бывало, он вскакивал на лошадь и в течение нескольких кругов по арене показывал зри­телям целую драму: он любит, ревнует, убивает соперника и, закованный в канда­лы, идет в тюрьму. Высокая техника воль­тижера здесь стушевывается, отступает на второй план, зрителя волнует и захваты­вает мимическая игра артиста, талант пере­воплощения, мгновенно развертывающаяся перед ним повесть человеческих страстей и характеров. И то, что драму эту с необы­чайной быстротой разыгрывает артист, вы­ступающий в гротескном, смешном и ярком обличье клоуна, придает ей предельную четкость, доходчивость, броскую красоч­ность. Самые яркие и незабываемые клоунские дуэты в мировой истории цирка: Футит Теодор Хайль  (Футит) и Рафаэль Падиллой («Шоколад»); Иван Радунский (Бим) и Феликс Кортези (Бом); Геннадий Маковский и Генрих Ротман; Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Лада Сарнацкая (Долли) и Александр Сарнацкий (Домино); Сергей и Анжела Клюевы; Илья Манин и Анатолий Минин;  Мария Кремель и Николай Кормильцев.

16_3.jpg

На арене должен звучать звонкий, за­разительный смех клоуна, но искусствен­ный, непрестанный хохот, не оправданный действием, развитием сюжета, характером, не доходит до зрителя, ослабляет впечат­ление, рождает штамп. Искусство смеха - сложное, глубокое и большое искусство. Комический эффект номера более всего зависит от актерского мастерства клоуна, от его умения обыграть трюк, показать свое отношение к происходящим на арене события. Особенно важно это умение для коверного клоуна, сопровождающего и цементирующего всю программу. Клоун должен создать убедительные и притом психологически правильные конт­расты поведения. Великий комик Чарли Чаплин говорил: «Для меня огромное на­слаждение представлять себе, чего ждет от меня публика, и поступать как раз во­преки этому ожиданию». Прием этот очень близок техническим принципам системы Станиславского. Работая над ролью, пред­ставить себе: как действовал бы в данных обстоятельствах тот или иной герой?.. Здесь требуется наблюдательность, знание жизни и психологии. Артист цирка должен отчет­ливо знать, как действовал бы обычный, здравомыслящий человек, один из зрите­лей, на его месте и, поступая вопреки ожи­даемому, действовать не случайно, а ло­гично. Приемы контраста могут быть очень различны. Нельзя действовать в одном ритме и настроении.

Опытные мастера арены смело вводили в свои номера контрастные краски, разно­образные интонации, и это помогало доне­сти до зрителя яркость и полноту комиче­ского - от бичующей сатиры, иронии, сар­казма до меткого юмора или искрящегося весельем смеха. Современный зритель начинает скучать по блистатель­ному, сочному, интересному трюку, буф­фонаде, фантасмагории, изобретательному приему. Свистки и хлопки в ладоши, игра с большими шарами со зрителем в зале уже не решают главной задачи клоуна, необходимо вернуться к основе искусства клоунады «В старом цирке». Во многих клоунских номерах старое из­гнали, а навое не придумали. А ведь, ка­залось бы, современная техника, открытия физики и химии позволяют воистину чудеса делать. Однако речь идет не только о техни­ческих трюках, о волшебстве цирка, но и об эксцентрике, буффонаде, острой, изо­бретательной форме подачи актерского мастерства.

Следует заметить, что искусство импро­визации было издавна присуще клоунам, которые так же должны были объединять программу, поддерживать темп представ­ления, как и конферансье на эстраде. Ны­не это искусство в большой мере утрачено. Коверные клоуны все больше выступают только со своими репризами и антре, не связанными со всей программой, не участ­вуя в других номерах. Жаль! Клоунада имеет множество жанров, это очень разнообразное искусство. Необходимо более продуманно, организованно работать над актерским ма­стерством клоунов. Это обогатит и расширит возможности современного цирка. Серьезные вопросы, несерьезные ответы, но очень важные и актуальные «рецепты успеха» профессии клоуна.

18_3.jpg

Виталий Доля: «В детстве я очень любил цирк и, наверное, как все дети всегда ждал на манеже выступление клоунов. Но вот почему-то из этого самого детства у меня в памяти не сохранилось, ни одного клоуна, чего не скажешь о возрасте, когда в цирк я начал ходить осознанно. В далеком 2011 году на манеже я впервые увидел клоунский дуэт «МИК и МАК» и влюбился всей своей душой в образ клоуна МИК. Лауреаты конкурса клоунады и эксцентрики им. Л. Енгибарова (1995). Позже познакомился с его творчеством в книге Артура Сукуркина «Галактика клоунов». Жизнь прекрасна, так как состоит из неожиданных встреч и приятных минут общения. Клоун МИК в Омском государственном цирке, оказался проездом и со своей семьей пришел к нам в цирк на представление Ярослава Запашного. Сказать, что образ МИКа создан гениально - не сказать ничего! Здесь филигранно выдержана грань между детской непосредственностью и очень глубоким режиссерским расчетом; трогательной наивностью и мудрой осмысленностью каждого движения и действия. За кажущейся простотой репризы стоит невероятная сила созидания и педагогики добра. Это тот клоун, который не просто умеет быстро рассмешить, а тот, кто во время шоу становится учителем добра, милосердия, искренней дружбы, говорящем на языке ребенка.

В прошлом году судьба мне подарила личное знакомство с моим кумиром. Его отличие от других современных клоунов, которых я встречал – пластичность и фразы, произносимые им во время реприз. Я, наверно, на всю жизнь запомнил «А цветы – потом!!» и «Не больно!». На память он оставил для нашего циркового музея автограф, а мне подарил минуты счастья личного общения с мастером клоунады. Очень надеюсь, что и омичи в скором времени смогут познакомиться с его творчеством», – добавил директор Омского государственного цирка Виталий Доля.

Автор - Андрей Ахрамович