Мария Кремель и Николай Кормильцев - люди мира
Стихотворение Андрея Усачёва «Клоун».
Заслуженный Артист России Николай Кормильцев родился 31 октября 1956 года в славном украинском городе Запорожье. Окончив вечернюю школу, проработав на заводе и отслужив в армии, в 25 лет пришел в цирковую самодеятельность – стал заниматься в народной студии. Благодаря своему природному комическому характеру Николай постоянно получал роли, так или иначе носящие юмористический подтекст. Иногда даже исполнял женские роли - то Бабы Яги в новогоднем представлении, летая на метле над сценой, то мачехи Панночки по Гоголю. По словам самого Николая, именно с этих героев началось его знакомство с актерским мастерством. В студии начинающий артист изучал также различные жанры циркового искусства - занимался эксцентрикой, пантомимой, акробатикой, жонглированием. Использовал комическое амплуа в различных хореографическо-акробатических постановках, чаще всего фольклорных. По словам Н. Кормильцева, «время, проведенное в самодеятельности, было прекрасным. За 20 лет существования коллектива, из студии выпустились многие артисты, которые впоследствии работали в системе «Союзгосцирка» - в цирках на сцене, в филармониях и т.д.».
В 1980 году по счастливой случайности Николая Кормильцева пригласили работать в бригаду цирковой Филармонии, которая в тот момент находилась проездом в Запорожье. Необходимо было в короткие сроки найти замену клоунам – и тут на помощь пришел начинающий артист. Он вместе с товарищем Сергеем Канецким всего за месяц подготовил клоунский репертуар для программы – юмористический номер «Акробаты-эксцентрики со столом», а также несколько реприз из классического репертуара буффонадной клоунады – «пчелка», «шляпы», «клептомания», «петух», «факиры», «бокс», «прыжки», «ножи» и т.д. Уже в процессе Николай более подробно изучал классику клоунады, углублялся в понимание образов и масок. Проработав в коллективе Филармонии два года, Н.Кормильцев поступил в культ-просвет-училище г. Луцка. Окончив его в 1986 году он решил двигаться дальше, развиваться в профессии и повышать свой творческий рост.
Написав письма во все дирекции групп цирков на сцене с предложением работы в качестве коверных клоунов и акробатов-эксцентриков, Николай Кормильцев и Сергей Канецкий получили приглашение от дирекции Новосибирского цирка, и уже с января 1986 году работали коверными в программе. Но спустя полгода, Николай Кормильцев остался один, узнав о решении своего партнера покинуть цирк. По предложению режиссера Новосибирской дирекции Николай стал работать клоунскую пару вместе с Андреем Шарниным, который в тот момент числился соло-клоуном. Это были абсолютно два разных по характеру и темпераменту человека, которые толком и знать друг друга не знали. Но оказавшись однажды дуэтом в манеже, проработали вместе в цирке почти 23 года.
Вот как описывает становление дуэта сам Николай Кормильцев: «Мы с Андреем не были близко знакомы, да и желание работать вместе возникло не сразу. Однажды вечером мы сидели в гостинице и начали делиться идеями и впечатлениями от программ и артистов, которые нас вдохновляют. Так и проболтали до утра. Оказалось, что у нас много общего, и мы решили попробовать сделать что-то вместе, согласившись лишь месяц поработать дуэтом в «Цирке на сцене» и посмотреть, что из этого получится. В то время в Сибирском цирке шла программа п/р Сергея Галупина, к артистам которой приехал В.А. Довгань. Вы его наверняка помните по советской передаче «АБВГДейка» - он играл рыжего клоуна «Клепу». Андрей всегда был очень общительным и коммуникабельным человеком, поэтому он с удовольствием познакомился с мастером и узнал от него, как можно просмотреться в Москве. Артисты пришли к «Клёпе» и сказали: «Мы такие классные ребята и хотим развиваться дальше». Звезда «АБВГДейки» пригласил: «Приезжайте в Москву, мы с коллегами, режиссерами, дирекцией на вас посмотрим». Воодушевлённые, в 1986 году молодые клоуны приехали в Москву. Для нас собрали комиссию в Центре циркового искусства, где мы показали некоторые свои новые этюды, созданные под впечатлением от работы Славы Полунина. Нас сразу пригласили работать в Измайловский парк вместе с выпускниками циркового училища. Тогда же мы стали участниками Московского молодежного фестиваля студентов. Чуть позже нашим режиссером стал В.А.Довгань, с тех пор и работали вместе как дуэт «МИК И МАК» - 23 года. При этом и ругались, и ссорились, и мирились. Всякое в жизни бывало. Только мы всегда понимали, что к работе нужно относиться как к работе, а не как к личной жизни».
Настал момент, и клоун «МАК» принял решение сменить направление и закончить свою карьеру клоуна и стал успешным режиссером, педагогом, тренером, наставником.
«Здесь каждый сам должен решить для себя. Хотя этот момент уже не зависит от меня: ты порождаешь ребенка, а дальше он живет самостоятельной жизнью, и как он вырастит – не знает никто. У него свой путь, и ты не можешь им манипулировать. Можешь только творчески направлять, а вот организационно – это уже самостоятельная работа. Не зря же Ю. В. Никулин, когда ему исполнилось 60 лет, вышел на пенсию, повесил свои ботинки на стенку и сказал: «Лучше уйти на один год раньше, чем на один день позже». Это слова очень умного человека, и здесь я последовал его примеру», – пояснял тогда Андрей Шарнин.
Клоун «МИК» продолжил работу соло-клоуном и приобрел некую трансформацию – пришлось перестраиваться.
«Каждый должен заниматься своим делом. Лично я предпочитаю не режиссировать, а улучшать и отрабатывать то, что уже создано» - уверен Николай Кормильцев. Клоун - профессия возрастная. С одной стороны, возраст - это плюс, потому что клоуну начинают верить с возрастом. Находясь в поиске идеи, каким теперь будет его персонаж, артист «коллапсирует» и рядом зажигается новая яркая звезда, жена и партнер в клоунском дуэте – Мария Кремель.
Актриса родилась в актерской семье в Омске, окончила ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, кафедру актерского мастерства и режиссуры, успешно пошла по стопам мамы Элеоноры Викторовны Кремель. Только вместо драмы в качестве профессионального пути актрисы театра выбрала комедию – цирк. Начинала с гимнастики, а сегодня трудиться в сложнейшем жанре – клоунаде, являясь главным помощником своей второй половинки. Вместе Мария и Николай работают в одном из самых успешных цирковых шоу – «Королевский цирк» Гии Эрадзе.
Заслуженный деятель культуры Омской области Элеонора Кремель, актриса Омского академического театра драмы, в котором служит с 1973 года. Лауреат премии губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства имени народного артиста РСФСР Н. Д. Чонишвили (2015). Актриса занята в текущем репертуаре театра: «Ханума», «Время женщин», «Три товарища», «Дядя Ваня», «Дальше-тишина», «Плоды просвещения» и других. Элеонора Викторовна, любит и цирк, бывает в Омском государственном цирке на представлениях. «Попадая туда, забываешь обо всем на свете, погружаясь в мир иллюзий и чудес», – отмечает актриса.
Мария Кремель относится к работе в театре, кино и цирке, как к неисчерпаемому творческому источнику удивления и радости в жизни. Все, чем актриса любит заниматься, как правило, является ее работой.
Клоуны – не просто люди в нелепых костюмах и гриме, это настоящие артисты. К своим выступлениям они готовятся месяцами и должны многое уметь. Не только исполнять множество трюков, но еще импровизировать и, конечно, веселить детей и взрослых. Актер, работающий в жанре клоунады, никогда не сидит на месте. Много гастролирует, все костюмы и реквизит возят с собой. У клоуна все должно быть яркое: и костюм, и прическа. Обязательны грим, псевдоним и, конечно же, трюки. Клоуном быть весело, но и невероятно трудно. Чтобы освоить некоторые трюки, потребуются годы. Но реакция зрителей всегда этого стоит. На самом деле жизнь человека, который выбрал такую профессию не сосредоточена на одном месте и такие люди довольно многогранны. Знание иностранных языков, постоянные путешествия по миру и многое другое – вот что можно сказать о человеке с профессией клоуна. Мария Кремель и Николай Кормильцев прямое тому подтверждение, они люди мира.
Цирк - это уникальное явление, которое привлекает людей разных возрастов и интересов. Когда хотят подчеркнуть сложность искусства клоуна, раскрыть тайну его успеха у зрителя, чаще всего говорят: он должен многое уметь, овладеть различными жанрами, быть мастером разносторонним и находчивым. Клоун - универсальный артист цирка, он дрессировщик и прыгун, акробат и канатоходец, музыкальный эксцентрик и фокусник-иллюзионист. Сопровождая, пародируя, объединяя номера цирковой программы, коверный клоун, если нужно по ходу действия, должен уметь искусно проскакать несколько кругов на лошади, перекинуться мячами с жонглером, сыграть знакомую мелодию на метле, кастрюле или другом забавном инструменте, перекувырнуться на кольцах, а то и совершить комический полет под куполом цирка. Клоун - самый активный, вездесущий, всем интересующийся участник зрелища, причем в отличие от всех других исполнителей, он неоднократно появляется на арене, вновь и вновь приковывая к себе внимание. Каждое новое появление полюбившегося клоуна весело приветствуют зрители, ожидающие от него новых шуток, фокусов, смешных выходок и трюков. Поэтому клоун старается найти и сохранить какие-то неповторимые, характерные, только ему присущие черты во внешнем облике, в поведении, в голосе, для того чтобы его узнавали и встречали, как старого знакомого, но в тоже время, появляясь несколько раз в течение вечера, он должен всегда нести на манеж нечто неожиданное и новое. Клоуну нельзя повторяться. Виталий Довгань говорил: «Ничего страшного. Если на вас будет интересно смотреть, постепенно найдете то, что будет вызывать смех в зале». Таковы особенности и трудности этой профессии. Репризы: «Торт», «Кентавр», «Цветы потом», «Больно-не-больно» всегда вспоминают благодарные зрители. Когда реприза уже сделана, остается момент импровизации и это самое ценное в работе клоунских дуэтов.
Цирк - это не только развлечение, но и мощный инструмент воспитания и развития личности. И все же главной особенностью клоуна, сущностью его мастерства, о которой редко говорят и подчас недостаточно заботятся, является дар актера-комика. Именно талант перевоплощения и острая комедийность отличают его от представителей всех других цирковых жанров. Клоун может в совершенстве выполнить труднейшую техническую задачу, но, кроме того, должен непременно выразить отношение олицетворяемого им персонажа ко всему происходящему, изобразить обуревающие его чувства, раскрыть овладевшую им душевную борьбу, создать эмоциональную насыщенность номера.
Клоун выставляет напоказ нерешительность, страх, неловкость или самонадеянность, хвастовство, хитрость - качества, которые в других номерах должны быть скрыты от зрителя, но выставляет так, чтобы осмеять их, изобличить и тем еще сильнее подчеркнуть красочность, дерзание, праздничность великолепного зрелища. Клоун всегда действует в образе и владеет талантом преображения. Это прежде всего характерный, комедийный актер, работающий на манеже и создающий тип, образ средствами цирка. Поэтому Чарли Чаплин, с восхищением вспоминая любимого им в детстве клоуна Лапена, который был прекрасным жонглером, наездником, акробатам, рассказывает, как бывало, он вскакивал на лошадь и в течение нескольких кругов по арене показывал зрителям целую драму: он любит, ревнует, убивает соперника и, закованный в кандалы, идет в тюрьму. Высокая техника вольтижера здесь стушевывается, отступает на второй план, зрителя волнует и захватывает мимическая игра артиста, талант перевоплощения, мгновенно развертывающаяся перед ним повесть человеческих страстей и характеров. И то, что драму эту с необычайной быстротой разыгрывает артист, выступающий в гротескном, смешном и ярком обличье клоуна, придает ей предельную четкость, доходчивость, броскую красочность. Самые яркие и незабываемые клоунские дуэты в мировой истории цирка: Футит Теодор Хайль (Футит) и Рафаэль Падиллой («Шоколад»); Иван Радунский (Бим) и Феликс Кортези (Бом); Геннадий Маковский и Генрих Ротман; Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Лада Сарнацкая (Долли) и Александр Сарнацкий (Домино); Сергей и Анжела Клюевы; Илья Манин и Анатолий Минин; Мария Кремель и Николай Кормильцев.
На арене должен звучать звонкий, заразительный смех клоуна, но искусственный, непрестанный хохот, не оправданный действием, развитием сюжета, характером, не доходит до зрителя, ослабляет впечатление, рождает штамп. Искусство смеха - сложное, глубокое и большое искусство. Комический эффект номера более всего зависит от актерского мастерства клоуна, от его умения обыграть трюк, показать свое отношение к происходящим на арене события. Особенно важно это умение для коверного клоуна, сопровождающего и цементирующего всю программу. Клоун должен создать убедительные и притом психологически правильные контрасты поведения. Великий комик Чарли Чаплин говорил: «Для меня огромное наслаждение представлять себе, чего ждет от меня публика, и поступать как раз вопреки этому ожиданию». Прием этот очень близок техническим принципам системы Станиславского. Работая над ролью, представить себе: как действовал бы в данных обстоятельствах тот или иной герой?.. Здесь требуется наблюдательность, знание жизни и психологии. Артист цирка должен отчетливо знать, как действовал бы обычный, здравомыслящий человек, один из зрителей, на его месте и, поступая вопреки ожидаемому, действовать не случайно, а логично. Приемы контраста могут быть очень различны. Нельзя действовать в одном ритме и настроении.
Опытные мастера арены смело вводили в свои номера контрастные краски, разнообразные интонации, и это помогало донести до зрителя яркость и полноту комического - от бичующей сатиры, иронии, сарказма до меткого юмора или искрящегося весельем смеха. Современный зритель начинает скучать по блистательному, сочному, интересному трюку, буффонаде, фантасмагории, изобретательному приему. Свистки и хлопки в ладоши, игра с большими шарами со зрителем в зале уже не решают главной задачи клоуна, необходимо вернуться к основе искусства клоунады «В старом цирке». Во многих клоунских номерах старое изгнали, а навое не придумали. А ведь, казалось бы, современная техника, открытия физики и химии позволяют воистину чудеса делать. Однако речь идет не только о технических трюках, о волшебстве цирка, но и об эксцентрике, буффонаде, острой, изобретательной форме подачи актерского мастерства.
Следует заметить, что искусство импровизации было издавна присуще клоунам, которые так же должны были объединять программу, поддерживать темп представления, как и конферансье на эстраде. Ныне это искусство в большой мере утрачено. Коверные клоуны все больше выступают только со своими репризами и антре, не связанными со всей программой, не участвуя в других номерах. Жаль! Клоунада имеет множество жанров, это очень разнообразное искусство. Необходимо более продуманно, организованно работать над актерским мастерством клоунов. Это обогатит и расширит возможности современного цирка. Серьезные вопросы, несерьезные ответы, но очень важные и актуальные «рецепты успеха» профессии клоуна.
Виталий Доля: «В детстве я очень любил цирк и, наверное, как все дети всегда ждал на манеже выступление клоунов. Но вот почему-то из этого самого детства у меня в памяти не сохранилось, ни одного клоуна, чего не скажешь о возрасте, когда в цирк я начал ходить осознанно. В далеком 2011 году на манеже я впервые увидел клоунский дуэт «МИК и МАК» и влюбился всей своей душой в образ клоуна МИК. Лауреаты конкурса клоунады и эксцентрики им. Л. Енгибарова (1995). Позже познакомился с его творчеством в книге Артура Сукуркина «Галактика клоунов». Жизнь прекрасна, так как состоит из неожиданных встреч и приятных минут общения. Клоун МИК в Омском государственном цирке, оказался проездом и со своей семьей пришел к нам в цирк на представление Ярослава Запашного. Сказать, что образ МИКа создан гениально - не сказать ничего! Здесь филигранно выдержана грань между детской непосредственностью и очень глубоким режиссерским расчетом; трогательной наивностью и мудрой осмысленностью каждого движения и действия. За кажущейся простотой репризы стоит невероятная сила созидания и педагогики добра. Это тот клоун, который не просто умеет быстро рассмешить, а тот, кто во время шоу становится учителем добра, милосердия, искренней дружбы, говорящем на языке ребенка.
В прошлом году судьба мне подарила личное знакомство с моим кумиром. Его отличие от других современных клоунов, которых я встречал – пластичность и фразы, произносимые им во время реприз. Я, наверно, на всю жизнь запомнил «А цветы – потом!!» и «Не больно!». На память он оставил для нашего циркового музея автограф, а мне подарил минуты счастья личного общения с мастером клоунады. Очень надеюсь, что и омичи в скором времени смогут познакомиться с его творчеством», – добавил директор Омского государственного цирка Виталий Доля.
Автор - Андрей Ахрамович