Это мания. Она мне НЕ к лицу

10:21 24 фев 2025

Так можно озвучить идею второго спектакля трилогии the.MANKи.

В 2022 году родился независимый творческий дуэт the.MANKA, с которым многие успели познакомиться – кто-то о нем читал, поскольку вышло достаточно публикаций, кто-то слышал или смотрел спектакли тандема. Авторы проекта Мария Кот и Дарья Балашова, педагоги студии современного танца Dance Move, уже представили омскому зрителю две истории, совсем скоро начнется работа над третьей постановкой трилогии.

Первая часть трилогии «Наваждение» – спектакль об обсессивно-компульсивном расстройстве, вторая – «Биополе. Ярко» – о биполярном. Можно упомянуть и о третьей, но незачем забегать вперед, т.к. работа еще не начата, но есть твердые задумки-установки. Тема одна – расстройства личности, а уже внутри: как признать, что ты болен, а признав, начать лечение и выжить, как с этим жить, и не только тем, кто болен, но и тем, кто с ними рядом, как и какой сделать выбор? И еще сотни раз повторяющиеся вопросительные местоименные наречия...

В спектаклях дуэта принимают участие артисты «Пятого театра» и Омской драмы, художественные, световые, хореографические  музыкальные решения – коллегиальное творчество команды и авторство конкретных людей, например, музыкальной группы КЛЁНИН, специально написавшей композицию для спектакля, тексты и режиссура – Дарья и Мария.

Это общая информация. А поговорим конкретно о «Биополе. Ярко», потому что с него и началось мое знакомство с дуэтом в общем и трилогией в частности.

Когда делишься впечатлениями об увиденном, хочется думать, что спектакль уже посмотрел и читатель. Но это не всегда так. 

О чем, как и зачем.

img_9305_resized.jpg

О чем

«Биополе. Ярко» – история о девушке-художнице (Кристина Лапшина) с биполярным расстройством, которая живет со своим молодым человеком, и творит или «творит» – это зависит от маниакальной и депрессивной фаз расстройства. Художница – собирательный образ. Полотно повествования соткано из скрупулезного изучения авторами материала, просмотров фильмов и подкастов, чтения литературы, общения с конкретными людьми, страдающими расстройством, осознавшими, что с ними происходит, и находящимися в стадии выздоровления. Эта история об искусстве, о двух сторонах медали под названием «гениальность», когда ты либо безумно талантлив, либо отчаянно болен, а значит о том, что об этом нужно и важно говорить, о взаимоотношениях с собой, собственным недугом и близкими.

Как

В самом начале спектакля, когда героиня выходит на сцену, ее спокойный тон, тембр голоса настораживают, беспокоят. Они звучат, не предвещая ничего хорошего. Она – струна, которая либо порвется, либо… Все равно порвется. Так чувствуешь, возможно, потому что знаешь, о чем пойдет речь. Возможно, режиссерский ход – энергетикой героини задать тон спектаклю и зрительскому восприятию.

img_9039_resized.jpg

Девушка одета в белое. Мир для нее – чистый лист, на котором можно создавать шедевры, когда твой тумблер, отвечающий за яркие краски, неисправен и мир расцвечен так, что больно глазам. Белый шум – помехи и абсолютное ничего для здорового человека, но глас с небес, благословляющий творить, для нее.

img_8964_resized.jpg

Символика спектакля, а без символов в подобных случаях нельзя, выполняет свою смысловую нагрузку. Два героя (Виталий Храмов и Данил Орлов), исполняющие разные роли, но прекрасно доносящие до зрителя два состояния, две фазы болезни художницы – маниакальную и депрессивную. Они об этом не говорят, они это танцуют. Две противофазы языком танца и пластики объясняют состояние героини в предлагаемых обстоятельствах. Попытку новых романтических отношений (в один момент девушка пытается начать их с приятелем своего молодого человека, что приводит к ссоре и драке между юношами) я бы не стала воспринимать буквально, но как смену ментальных состояний. А столкновение соперников – как борьбу между состояниями за жизнь молодой женщины.

Одна из сцен разговора героини и ее спутника жизни с родителями девушки по телефону построена с максимальной точностью обозначая состояние нездоровья: юноша прикладывает трубку к голове манекена, стоящей на спинке кресла. Белая голова без лица, пластиковая шея вставлена в горловину белой рубашки – вот оно, депрессивное состояние острой фазы биполярного расстройства.

img_9476_resized.jpg

Декорации дополняют повествование, подчеркивая хрупкость и хаотичность мироздания внутри отдельно взятой квартиры. Хрусткость и громкость при нарастающей мании – кусок распластавшегося как балдахин целлофана. Невыносимую яркость мира, ощущаемую художницей в этом же состоянии, вспышки сознания – яркие вещи на плечиках внутри целлофана-балдахина.

«Я получу то, что захочу, прямо сейчас!», – кричит героиня в нарастающем градусе безумной веры в свою исключительность.

Но пока все получает лишь недуг: все в любую минуту погаснет, целлофан издаст громкий шелест-хруст и затихнет, как разбросанные части манекена – на сцене туловы, ноги, головы пластмассовых людей – разлетится маниакальный бред и все затихнет. Депрессия в давно наступившем хаосе. 

Игра света время от времени превращает целлофановый балдахин в раскинувшее руки над пространством комнаты и уязвимым миром героев чудовище. Если это увидеть, то развидеть не получается до финала.

Музыкальные композиции вместе с танцами-повествователями часто срываются на часовое «тик-так», ускоряясь или замедляясь. Часы, как мера времени, его количества у художницы и болезни, они тикают, то ускоряясь, то замедляясь, давая шанс на победу то одной, то другой.

img_9218_resized.jpg

Таков танец апогея борьбы за жизнь, решающий исход битвы.  На мой взгляд – это самая сильная хореографическая сцена в спектакле.

«Это мания. Она мне к лицу!»

Героиня произносит эту фразу утвердительно. Но хочется спросить: к лицу ли тебе? К лицу ли близким твоя болезнь, путь которых все время лгать: тебе, себе, всем?

Появившийся на сцене доктор объясняет, как трудно прийти и рассказать о себе, как трудно, видя нестабильное поведение близкого человека, признаться, что это не норма и не черта характера, как трудно обеим сторонам признать действительность и начать лечение. Слова доктора эхом отзываются в молодых людях, где эхо – отражение их печальной действительности. Доктор на сцене один, но он – воплощение скитаний по многочисленным специалистам и «специалистам», в которые отправляются те, у кого хватило сил признаться и признать.

img_9133_resized.jpg

Героине-художнице после начала лечения лучше. И вот здесь начинается самое интересное. Интересное с точки зрения художественного выражения, но назвать происходящее интересным в реальной жизни нельзя.

«Расстройство – это Гамлет в мире театра. Тумблер отвечающей за яркие краски стал технически исправен. Я скучаю по расстройствам. Трудно ощущать, что во всем есть смысл», – вещает героиня, транслируя состояние всех решившихся на лечение.

Как жить, как творить, если у тебя обрезали крылья, как признаться себе и миру, что ты обычен, а не гений, который прислан спасти мир искусством?

В финале героиня одета как все – не по размеру толстовка, широкие спортивные брюки. Как все – это плохо для больного. Как все – это плохо для творца. Как все – это плохо для искусства.

В финале сцена как будто расширяется, увеличивая пространство, но она освещена ярко красным, как сигнал опасности. Ты свободен от болезни – мир  шире. Но эта свобода – заключение  в смысл, где ключевое слово «заключение».

Далее следует победа: «Я буду лечиться!»

«Оправдывать свои неудачи – не модно, не лечиться – не  модно, не модно называть то, о чем не имеешь понятия «модным», – в один голос кричат со сцены молодые люди.

Кажется, что у спектакля два взаимоисключающих финала, которые следуют один за другим. Первый: в желании «гореть» и творить, не быть пленницей смыслов, девушка сжигает себя. Второй: она идет на поправку, ее работы настоящи, этичны и чего-то стоят в денежном эквиваленте.

«Мода уничтожает стигму – это ее преимущество», – рассуждает (она уже способна рассуждать) художница, придумывая модные принты по заказу раскрученного бренда одежды.

У зрителя есть право на выбор. Финал не открыт. Возможно либо первое, либо второе: либо жизнь, либо нет, без полутонов. Сердцебиение затихает: навсегда в первом случае, чтобы начать биться здоровым ритмом – во втором. И здесь снова работает символ: сожжение как возрождение. «Сгорает» девушка прежняя, та, что больна. Жить начинает та, которая смелее, та, которая приняла помощь-лечение.

img_9598_resized.jpg

Зачем и здесь же для кого

Этот спектакль – подробная инструкция как НЕ надо и что нужно делать, ЕСЛИ.

Нужно не бояться говорить об этом, прежде всего. И если таковое случилось – не бояться просить помощи. Нужно быть внимательным к себе и окружающим. Нужно смотреть и видеть, слушать и слышать, чего мы часто либо лишены, либо «слепнем» и «глохнем» в силу каких-то обстоятельств.

Не нужно всуе произносить то, о чем не имеешь понятия (вспомнилась Сима из спектакля «Я – Сима!» и прочие подростки, которые, смеясь, «видят» в себе и друзьях-приятелях «биполярочку»).

Эта история для всех нас.

Каждый спектакль трилогии уникален в своем последующем не повторении. Или так: уникален, потому что не повторим. Те, кто увидел постановку 18 февраля, видели ее первый и единственный раз, а кто не успел, то в таком варианте ее посмотреть больше возможности не представится.

«Мы остановимся на варианте, который будет сыгран 10 марта. Мы его называем премьерой 2.0. Это будет новое прочтение пьесы, новый состав, новый взгляд на развитие истории персонажей. Сыграют Мария Макушева Александр Соловьев и Виталий Храмов, артисты омской драмы», – пояснила Мария Кот. – «Фокус сместится с гениальности на взаимоотношение с людьми, потому что взаимоотношения связывают нас всех, а с темой гениальности знакомы не все. На сцене будет любовный треугольник. Но можно смело назвать его другой геометрической фигурой, в которой три человека и болезнь».

«Биополе. Ярко» – сильный проект. Постановки не претендуют на высокое театральное искусство и не должны. Их претензия в другом – арт-терапия для нас, зрителей, которая должна помочь снизить толерантность нашего слуха и зрения к окружающим нас людям, к их просьбам, возможно, не произнесенным вслух.

И еще один ответ на вопросы «Зачем? и «Для кого?». Этот текст я прочла в телеграмм-канале девушки-студентки одного из омских вузов. Мы общаемся, потому что  иное просто невозможно – она моя дочь. Запись появилась поздно вечером 18 февраля. Все авторские права, предполагаемые в конкретной степени родства, мною соблюдены, разрешение на публикацию получено. Орфография и пунктуация автора сохранены.

«Сегодня по счастливой случайности мне выпал шанс сходить на спектакль с моей мамой.

«Биополе. Ярко» от творческого дуэта «The.Manka»

Ключевая тема работы — биполярное расстройство личности. Искусство, борьба за признание, отношение окружающих, взаимоотношения с близкими людьми, с самим собой — все это через призму маниакальной стадии, сменяющейся депрессивными эпизодами, и наоборот. Спектакль о том, что не стыдно, о чем важно говорить и как нужно действовать.

В центре повествования — девушка, а два парня — олицетворение маниакальной и депрессивной фазы. 1 час и 20 минут их взаимодействия, передача чувств и эмоций через движения, музыку, слова...

 «Драматерапия для человека с биполярным расстройством — талантливого до невозможности или отчаянно больного. Поцелованного Богом в макушку или возомнившего себя Богом, талантом, искусством.

Что это — искусство или проделки «биполярочки»? К чему приведёт попытка оставить свой след в искусстве и встать в один ряд с величайшими талантами? Какова цена этой «суперсилы», и кто должен её платить? Иногда только искусство помогает не сойти с ума. Но что делать тому, кто уже сошёл?

Спектакль о борьбе за признание, за искусство, за право быть любимым — через призму биполярного расстройства».

Сначала у меня был страх не понять работу. Все-таки тема довольно сложная, малознакомая для меня. Однако работу можно считать удачной в том случае, когда со сцены можно считать все мысли и идеи постановки без особых на то усилий. И здесь я скажу однозначно: это — удача.

Потрясающая игра актеров, интересные декорации, сильные музыкальные сцены, игра со светом, невероятная хореография — можно перечислять до бесконечности все то, что мне так понравилось!

Ставлю постановке 10/10. Как по мне, работа действительно сильная и заслуживающая вашего внимания.

К слову, в таком формате она была первый и последний раз; следующий показ будет 10 марта в 19:00 в Арт-центре на Любинском. Та же история, но с другими актерами, в другом исполнении и чуть под иным углом.

Однозначно встретите там меня. Советую!»

Мы не говорили о спектакле. Но ответ на вопрос о нужности и важности проекта Дарьи и Марии для меня очевиден. Удачи, авторам и всем, кто принимает в нем участие!

Автор Ирина Мухамадеева