Артист Димитрий Пономарёв: «В театре важен правдивый разговор со зрителем»
1 марта отмечает юбилей артист Омского ТЮЗа, чье имя связано как с образами трогательных лирических героев в спектаклях вечернего репертуара, так и с забавными персонажами детских спектаклей. Виновник торжества – Димитрий Пономарёв, который четверть века назад переступил порог театра не просто как актер, а как человек, готовый дарить зрителю частицу своей души. С тех пор он воплотил десятки ролей – в творческом багаже у артиста более 75 спектаклей, сыгранных на сцене Омского театра для детей и молодежи.
Как сохранять огонь вдохновения артисту? Что значит диалог со зрителем в эпоху цифровых технологий? И какими секретами мастерства можно поделиться с теми, кто только начинает свой путь в искусстве? Обо всем об этом наш разговор с Димитрием Пономарёвым.
Юлия Дорохова, tuzomsk.ru: Митя, знакомство с Омским ТЮЗом у тебя началось в 1996 году сразу при поступлении на актерский курс Владимира Рубанова (прим.: Владимир Рубанов – главный режиссер Омского ТЮЗа в 1986-1999 годах). Расскажи, как ты попал на этот курс? Что вдохновило тебя связать свою жизнь с театром?
Димитрий Пономарёв: Иногда театры, чтобы пополнить труппу своими воспитанниками, создают студии при ТЮЗах. Часто такие студии возникают на базе какого-нибудь учебного заведения. Мы оказались на базе колледжа культуры и искусств.
А получилось это так. Однажды моя мама увидела объявление в газете, что набирают курсы для дальнейшего поступления на артистов театра и кино. Я в то время работал молодым учителем физкультуры в школе, но решил рискнуть. И поступил. Я тогда особого значения не придал такому стечению обстоятельств. А теперь понимаю – все случайности не случайны. Это определенно закономерное стечение всех обстоятельств жизни, которые и привели меня в театр.
Владимир Александрович воспитывал в нас артистов своими спектаклями. Сразу с первого курса мы постоянно были заняты у него в постановках. Первый спектакль, в котором были заняты в массовке сразу все мальчишки курса, – это «Урфин». Это такой творческий метод обучения был у Рубанова: мы постепенно присматривались к театру, а он к нам. Ну и после получения диплома о профессиональном образовании в 1999 году я, конечно, пришел в ТЮЗ.
«Красная шапочка», режиссёр – Б. Кричмар, 1999
«Плутни Скапена», режиссёр – Е. Рогулькин, 2017
«Алиса в стране чудес», режиссёр – С. Черных, 2018
Ю.Д.: За свою карьеру ты поработал со многими режиссерами. С кем из них сотрудничество запомнилось больше всего?
Д.П.: Чтобы быть максимально объективным, я пришел вот к какому умозаключению: от любого режиссера ты берешь по возможности все хорошее, однако, бывают и не очень «уютные» взаимоотношения. Но в любом случае это ценный опыт, за который я благодарен. Я прошел и огонь, и воду… до медных труб, правда, не добрался. Но при этом всегда сохраняю уважение к любому режиссеру. Это мое кредо. Режиссер выше тебя, мудрее, он способен найти ниточки, за которые дернет – и артист заиграет, заработает на сцене. И режиссерский замысел будет выполнен на «пять». И это правильно. Поэтому – работаем с улыбкой вперед!
Ю.Д.: Какие качества – личные и профессиональные – ты больше всего ценишь в коллегах?
Д.П.: Должна быть общая гармония, уважение и умение понять друг друга, потому что все люди разные. И эти касается не только театра, а жизни вообще. Мир поменять невозможно, можно изменить только свое отношение к нему.
«Кентервильское привидение», режиссёр – Б. Гуревич, 2013
«У лис длинные носы», режиссёр – П. Стружкова, 2014
«Волшебник Изумрудного города», режиссёр – Н. Бизина, 2017
Ю.Д.: Есть ли у тебя свои ритуалы или привычки перед выходом на сцену?
Д.П.: Мне нравится прилететь на спектакль на каком-то внутреннем нерве, сохранить его и с ним выйти на сцену. Утром каждый день – пение, гимнастика, контрастный душ для поддержания тела в тонусе. А за кулисами при подготовке к спектаклю – элементарная разминка грудной клетки, речевого аппарата для того, чтобы распределить свое дыхание. И тогда можно танцевать и петь одновременно.
Ю.Д.: На какие свои достижения ты смотришь с особой гордостью? Есть ли любимые роли?
Д.П.: Не могу назвать какую-то определенную любимую роль, потому что я всегда стараюсь получать удовольствие от того, что я делаю. Для меня театр – это жизнь, а жизнь – театр. Есть любимые спектакли, когда вся команда спектакля получает удовольствие от процесса, от атмосферы на сцене. Это запоминается и остается внутри. И это по-настоящему здорово!
Ю.Д.: Тогда спрошу иначе: какая из твоих ролей была самой неожиданной?
Д.П.: Орфей (прим.: «Орфей и Эвридика» – режиссер Борис Гуревич, 2000). Я тогда был молодой совсем и как-то легкомысленно отнесся назначению на главную роль в спектакле. Только через какое-то время пришло понимание, что это был настоящий подарок для творческого развития и понимания драматургии образа: как сыграть одиночество, взаимоотношения с разными персонажами, переживания и потери. Очень важно при распределении угадать артиста, это 50 % успеха. А уже потом снова и снова проживая эту роль в каждом последующем спектакле, ты наполняешь ее своим человеческим опытом. И роль становится интереснее, весомее, чем когда ты играешь ее в первый раз.
Опережая твой вопрос: «А кого бы ты, Митя, хотел сыграть?»…
«Орфей и Эвридика», режиссёр – Б. Гуревич, 2000
Ю.Д.: А я не хотела задавать такой вопрос…
Д.П.: (смеётся) Но я тебе все равно отвечу: хотелось бы сыграть доктора Джекилла и мистера Хайда, потому что было бы интересно поработать над таким двойственным персонажем. Днем ты такой прекрасный интеллигент, который пьет английский чай с молоком, а вечером ты ходишь с ножом и не знаешь, кому зубы выбить. Думаю, можно его сыграть, не меняя сильно внешность – достаточно было бы мимикой, жестами и голосовыми приемами актерского перевоплощения.
Ю.Д.: А какие произведения тебе ближе – классические или современные?
Д.П.: Более всего привлекают истории о людях, о ценности жизни. Если есть мысль в любой постановке, если это трогает душу, то неважно – классика это или современность. Ведь театр – это то место, куда люди приходят посмотреть на свою жизнь, поразмышлять: «а правильно ли я живу?».
«Герой нашего времени», режиссёр – А. Опарин, 2023
«Щелкунчик», режиссёр – А. Старцева, 2021
«Преступление и наказание», режиссёр – Д. Акимов, 2023
«Одолжите тенора», режиссёр – заслуженный артист Р. Фазлеев, 2024
«Тот самый Карлсон», режиссёр – С. Черных, 2021
Ю.Д.: Раз уж мы заговорили о жизни, то не могу не спросить: театр – это ведь живой организм со своей изменчивостью и динамикой. На твой взгляд, что при таких изменениях никогда не должно исчезнуть с театральной сцены?
Д.П.: Правдивость рассказывания той истории, которую взяли для постановки. Музыка, свет – это неизменные помощники в создании спектакля и усиливающие его эффект. Сейчас многие ударяются в современную интерпретацию классических произведений, но ничто не заменить игру актера, говорящего со зрителем на языке правды. Пока будет существовать артист, который одними глазами может рассказать о своих переживаниях и заставить поверить своему персонажу, драматическое искусство будет жить. Нужно стараться в театральном искусстве тонко чувствовать зрителя и не дублировать то, что можно без труда найти в интернете. Ведь главная функция театра – дать зрителю пищу для размышлений, чтобы он смог увидеть и понять, смог сопереживать.
Ю.Д.: Какой совет ты дал бы себе 20-летнему, только начинающему карьеру?
Д.П.: Быть внимательным и заниматься всем, чем только можно – пением, гимнастикой, Это я сейчас даю совет не только себе молодому, это я даю совет всем молодым людям. Заниматься своим здоровьем и не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня!