Из клининга в кукольницы – как обнаружился талант сотрудницы омского цирка?
Наталья Александрович – с этим именем Омск стал знакомиться относительно недавно. Сначала оно появилось на страницах социальных сетей, благодаря директору омского цирка Елене Агафоновой. Затем первое упоминание в СМИ, второе, приехал 12 Канал, сделала сюжет известная тележурналистка Марьяна Киселёва, написали статьи корреспонденты интернет-изданий.
Но о Наталье Александрович можно писать регулярно. Женщина пришла в цирк простой уборщицей, а через некоторое время администрация обнаружила, что приняла на работу не просто ответственного сотрудника, но и талантливого художника. Наталья Александрович создает уникальных кукол в технике папье-маше. Настолько великолепных, что у мастерицы уже появились поклонники, а пользователи соцсетей настаивают на выставке. Сама Наталья свой талант не признаёт, тушуется перед камерами и искренне недоумевает по поводу своей популярности. И как признаётся – пока нет той самой куклы, которую она действительно хотела бы выставить.
Началось всё около двадцати лет назад. Наталья показывала своим детям, как лепить тарелочки и делать куколки. Потому они перестали этим интересоваться, а вот маму затянуло, да ещё как. Сначала получалось не очень удачно, но год за годом Наталья Александрович оттачивала мастерство.
Затем она оказалась в цирке. А пять лет назад у одной из уборщиц был день рождения и Наталья принесла ей в подарок куклу, сделанную своими руками. Так все узнали, каким талантом обладает их коллега. А потом в цирке появился свой Арлекин.
Герои Натальи Александрович
Этот красавец живёт в кабинете директора цирка. Это первый персонаж, который принесла Наталья в подарок коллективу. А справа стоит единственная портретная кукла всей коллекции. Маленькая копия самой Елены Агафоновой в элегантном синем платье, в черных туфельках, намеренно припылённых с намёком на недавний ремонт. Принцесса сидит на роскошном бархатном стуле, на спинке которого расположилась корона. Принцесса скромна, корону убрала за свою прелестную головку.
Подарок Наталья преподнесла Елене Филипповне на день рождения. Делала фигуру по памяти и по фотографиям, пока директор находилась в отпуске этим летом. «Она такая живая, что когда я ухожу, мне так жалко, что она в темноте остаётся одна», - рассказывает директор.
В приёмной нас встречает большой фокусник. Он стоит на диване и как признаётся директор: «Он меня охраняет». Фокуснику всего месяц, он строго смотрит на каждого входящего. В его сумке лежат деньги, в шляпе спрятаны кристаллы, бровь приподнята. Сумка сделана из картонной коробки, куплена только застёжка. Шею и рукава фокусника украшают великолепные кружева.
«Они валялись никому не нужные, я их прибрала, выбелила, покрасила», - признаётся Наталья Александрович.
«А я увидела и подумала – как хочу такую блузку», - смеётся Елена Агафонова.
На стойке в приёмной стоят три фигуры. Близнецы с гирями, джигит верхом на коне и пират – эта работа за заказ. Наталья признаётся, что сделала его всего за 10 дней.
Джигит – последняя работа. Кстати, джигиты были в последней программе омского цирка. Залихватски скакали на конях, выполняя сложнейшие акробатические трюки.
«Джигиты – они же такие бравые мужчины! Обожаю. Особенно, когда они начинают танцевать. Эта кукла мне далась тяжело. Бывает так, что начинаю делать, не выходит, и мы расстаёмся с персонажем. Так вот с Джигитом я чуть не рассталась. А ещё я никак не могла ему разозлить лицо (смеётся). С лошадью получилось, а с ним нет. Зато сделала золотой зуб и у дрессировщика и у лошади. Утром дорисовала глаз джигита и принесла сразу», - рассказывает Наталья Александрович.
В административной части цирка больше кукол нет, зато в буфетах их предостаточно. Ведь когда директор цирка выяснила о таланте Натальи, было решено демонстрировать её мастерство посетителям. К началу представления куклы выносятся на свет, чтобы каждый мог полюбоваться. После того, как зрители уходят, кукол бережно уносят.
Сейчас они выставлены в ряд. Наталья Александрович сама смотрит на свои работы словно в первый раз. Перед нами – изящный жонглёр в розовом костюме с шестью шарами в руках и на голове.
«Отвыкает глаз, потом смотришь и думаешь – что натворила! Пока делала – всё нравилось, а потом критикую», - качает головой мастер.
Критика, впрочем, дело лишнее. Все куклы характерные и выполнены безупречно. Что важно – нужно внимательно посмотреть на работы. К примеру, слоны богато и интересно украшены. А сам дрессировщик в Тюрбане – уроженец Индии – сосредоточенно спокоен.
Следующий герой поистине романтичен. Клоун с доброй улыбкой, играющий на скрипке. И снова внимание к деталям – в кармашке у героя конфетка, а на брюках заплатка в виде сердечка. Костюм сделан из одежды папы Натальи. Рядом с клоуном собака в колпачке, в юбочке и с бантиком на шее.
«Скрипку для клоуна сделал сын. Он помогает мне. Антон сделал инструмент из фанеры, а я бы сама делала из бумаги. Одежда привезена с дачи», - пояснила Наталья.
Можно предположить, что Наталья рисует сначала эскизы, но выясняется, что рисовать Наталья не умеет совсем. Художница сразу чувствует объем будущего персонажа и сюжет. Тем временем на буфетную стойку взгромоздился игривый иллюзионист. Под руками у него разноцветный ящик на замочке, а в ящике красивая девушка «на распил». Блондинка в маске, с красной розой в волосах и в красных сапожках. Доверчиво раскрытые голубые глаза.
Зато немного испуганный взгляд у дрессировщика львов, который рискнул положить голову в пасть своему подопечному. На дрессировщике голубой костюм с кружевными манжетами, на гриве льва цветные заколочки.
Наталья поясняет, что сначала делает фигуру, а потом думает, какой наряд подойдёт персонажу.
В цирке мы насчитали 16 работ. Сейчас в процессе создания пять кукол. Среди них клоун, работа над которым ближе всего к завершению. Ещё в процессе изготовления фигура Гаяне Мартиросян – дрессировщица морских львов.
«Такая хорошенькая девушка и львы у неё замечательные! Я хочу сделать две Гаяне, одна чтобы в цирке осталась, а другую ей самой подарить. Фигура, которую я сейчас делаю, будет большая и рядом с ней ещё морской лев», - рассказывает Наталья.
Все готовые куклы Наталья сразу относит на работу в подарок. Дома ничего не остаётся, кроме тканей, бумаги, клея и прочих материалов. Гуашь, ПВА, бумага, лак, пластилин, ткань и миллион мелких деталей, которые придают каждому персонажу свою изюминку. Как говорит художница, дома царит хаос, и члены семьи ходят по «тропинкам» среди необходимых вещей для создания шедевров.
«Дома всё нагромождено. Всё лежит, ждёт своего звёздного часа и дожидается. Не понимаю, как у людей всё по своим местам лежит, когда каждая ленточка завёрнута. Я так не могу. Рабочее место у меня на кухне, а когда-нибудь будет свой рабочий кабинет», - надеется Наталья.
Уже все сотрудники и гости цирка знают, что Наталья собирает полезные для своей работы мелочи. Теперь всё красивое и интересное отдают мастерице. Помогают в сборе материалов даже журналисты. В свою очередь целые коробки бумаг, которые должны идти на утилизацию, сотрудники цирка тоже несут Наталье. Бумаги на каждую куклу требуется немало, техника папье-маше требует.
Любимчика у Натальи нет, все куклы любимые. На заказ мастерица работать не любит, а назначить стоимость своей работы не может вовсе.
«Всех денег не заработаешь», - шутит мастер на этот счёт.
На вопрос, что вдохновляет сегодня Наталью Александрович, ответ простой:
«Я хожу на представления цирка, там всё видно. Увидела – понравилось! И захотелось сделать что-то… посвященное моменту. Это моё вдохновение».
Автор: Ирина Чернышева. Фото: Анна Шестакова.