В ТЮЗе поставят «Мертвые души» в жанре страшной сказки
5 ноября на Культурном завтраке говорили о предстоящей премьере.

13 ноября в 18:30 на сцене Дворца искусств имени А.М. Малунцева (пр. Мира, 58) состоится премьера спектакля Омского ТЮЗа «Мертвые души» (12+) по одноименной поэме Николая Гоголя. Режиссер спектакля – Иван Миневцев из Молодежного театра Челябинска, инсценировку написала известный театральному Омску драматург Екатерина Гузёма из Екатеринбурга.
Инсценировка — авторские мысли драматурга и режиссера. Екатерина Гузёма даже посетила знаменитое старейшее кафе Рима Antico Caffè Greco, которое работало с 1760 года и, к сожалению, закрыто в настоящее время, где Николай Васильевич Гоголь писал поэму, мысленно попросив благословения на работу с текстом.
Первое знакомство режиссера из Челябинска с Омским ТЮЗом в лице главного режиссера Анастасии Старцевой состоялось несколько лет назад на «Академия Сергея Безрукова „Художественные руководители театров будущего“» и в настоящее время переросло в крепкую дружбу и сотрудничество.

Это не первое режиссерское обращение к Гоголю — Иван Миневцев ставил «Петербургские повести» в Челябинском Молодежном в тандеме с драматургом Анастасией Букреевой, — но первая работа с поэмой «Мертвые души».
«Спектакль исследует феномен человека, затерянного в стране, которая больше его самого. Через театральную природу гоголевского текста показана энциклопедия русской жизни, и праздник нелепости и гротеска разворачивается в жанре страшной сказки», — написано в релизе театра.
Иван Миневцев поясняет: «Театр — искусство, которое всегда сюрприз. Жанр — это условность. Я не люблю определять спектакль точно, обычно использую термин «драма». А здесь мне показалось, что отход от бытовой составляющей, все-таки перед нами поэма, позволяет всему, что в спектакле происходит, и всем — гротескным, архетипическим образам, — вполне существовать в таком материале, который называется «сказка». Поэтому и мир этого спектакля, его пространство, его форма укладываются в это понятие. «Мертвые души» — возвышенность над реальностью, притчевость. Мы не можем сказать, что история спектакля вневременная. В ней присутствует некая сказочность, со стилизованными к эпохе костюмами».
Режиссер обратил внимание на то, что о сочинительстве текста речи не идет — на сцене будет рассказана история и зритель услышит классический, живой, яркий, ценный текст Гоголя.
«Я, как режиссер, иду за автором, не выдумывая иных ситуаций, а занимаясь разбором авторского текста, — поясняет Иван Миневцев. — Это не спектакль «на тему». Мы с удовольствием и большим пиететом работаем с гоголевским текстом, который для нас первостепенен. Это и есть основа нашей работы».
В спектакле пересекутся линии персонажей, которые почти не встречаются на сцене — солдата Копейкина и помещика Чичикова. Это разные люди с разными целями, ищущие свою правду, что и явилось основой уникальной пьесы.
Что общего между предприимчивым авантюристом Чичиковым и искалеченным войной капитаном Копейкиным? Режиссер создает смелую театральную версию гоголевской поэмы, где их судьбы сплетаются в единый узор русской судьбы. Безликий делец Чичиков скупает мертвые души у карикатурных помещиков, пока капитан Копейкин пытается достучаться до равнодушной государственной машины. Их судьбы сталкиваются в загадочном городе N, где огромное пространство России «перемалывает» личности, превращая живых людей в функцию системы.
«Этот драматургический ход контрапунктен и интересен, — продолжает режиссер, — Чичиков становится более загадочным, появляется ощущение, что мы уже где-то видели именно этого человека. А капитан Копейкин — его противоположность. Все остальные персонажи живут здесь и сейчас, а Копейкин и Чичиков как-будто входят в это пространство. Они разные и дополняют друг друга в этой разности, делают друг друга объемными. В спектакле мы рассказываем обо всем мире в принципе, но про мир как про страну».
Постановка — путешествие в мир, где смешное оборачивается трагическим, где живые души борются с системой, а птица-тройка несется в неизвестность. Задается вечный вопрос: кто здесь живой, а кто – давно мертв, и есть ли надежда на воскресение души в мире, где живые стали призраками?

«Я постепенно примеряю на себя характер и «костюм» Чичикова, — поделился с журналистами Александр Карпов, исполняющий роль Чичикова, — мой образ еще не закончен — впереди еще не одна репетиция. Возможно, моего героя можно сравнить с современным зумером — он знает, что такое товар и как его продать подороже и купить подешевле. Но никто не знает, сбудется ли мечта Чичикова… Хотя бы потому, что поэма была не закончена».

«Иван Сергеевич очень внимательный человек и к актерской природе очень бережен, — продолжила Лариса Яковлева. — Он поменял мое представление о моем персонаже — Коробочке. В процессе работы над характером, помещица получается очень многогранной: это и наши пенсионеры, которые так легко верят мошенникам, потому что одиноки и им не с кем поговорить, и такая старая полевая мышь, которая неустанно делает запасы. В общем, она очень разная».

«Мир, созданный на сцене Гоголем, режиссером, артистами, художником, всей командой, соединяется воедино и каждый зритель видит и воспринимает его по-своему, — размышляет артист Виталий Сосой. — Один и тот же спектакль увидят разными глазами и для каждого он будет свой. А поэтический спектакль он не оставляет возможности для одинаковой трактовки в принципе. Мне кажется, мы находимся в таком процессе: свой мир для каждого, не смотря на то, что на сцене идет один и тот же сюжет. У капитана Копейкина, моего персонажа, есть фраза: «Тут каждый сам себе придумывает».
Сценическое оформление минималистично. На сцене не будет ни кабинетов, ни закрытых помещений, только поле, где происходит действие и появляются герои.

Художник-золотомасочник из Санкт-Петербурга Катя Никитина, давняя соратница Ивана Миневцева, с которой сделан не один спектакль: с одним из совместных творческих проектов — спектаклем «Сахарный ребенок» — художник и режиссер одержали победу в Большом Детском Фестивале. Иван Миневцев показал журналистам, как будут выглядеть декорации: и, действительно, на сцене будет сценографический минимум. По принципиальной позиции Кати Никитиной в спектакле не используется видеоряд.
Композитор Константин Хазанович (Санкт-Петербург), тоже давний соратник режиссера, написал для премьеры оригинальную музыку, которая поможет раскрыть действие.
Режиссер Иван Миневцев признался, что иногда музыка подталкивает его к пониманию сцены.
Хореограф «Мертвых душ» – омичка Яна Чипуштанова, художник по свету – небезызвестный Василий Филипчук из новосибирского «Красного факела».
Персонажи и язык поэмы сохранены.
«Важно понять, – резюмирует режиссер, – что я бережно отношусь к автору и материалу, потому что он самоценен».
«В восприятии текста, звучащего со сцены, есть два пути, — добавил Виталий Сосой, — развить себя до понимания гоголевского текста или упростить все так, что думать будет не над чем. В спектакле Гоголь сохранен».
Проект постановки спектакля «Мертвые души» Омского театра юных зрителей одержал победу во Всероссийском конкурсе по поддержке театрального искусства, проводимого Российским фондом культуры. В 2025 году грантовую поддержку получат 11 победителей на постановку новых спектаклей с участием молодых театральных режиссеров, на постановку спектаклей на основе произведений русской классической литературы и на основе современных пьес.
В ролях: Павел Иванович Чичиков – Александр Карпов, Капитан Копейкин – Виталий Сосой, Селифан – Кирилл Фриц, Манилов – Димитрий Пономарёв, Коробочка – заслуженная артистка России Лариса Яковлева, Собакевич – народный артист России Анатолий Звонов, Собакевич – заслуженный артист России Валерий Ростов, Ноздрёв – Ян Новиков, Плюшкин – Евгений Сухотерин, Прокурор – Владимир Крутов, Полицмейстер – Данил Супрун.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
Текст Ирина Мухамадеева
Фото Мария Верес


