В Музее имени Врубеля открылась выставка «Импрессионисты в Сибири»

В день, когда Омск официально вступает в статус «Культурной столицы России 2026» в Музее имени Врубеля открывается выставка «Импрессионисты в Сибири» (6+). Проект организован при поддержке Минкультуры России и Аппарата полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе.

В торжественном открытии приняли участие депутат Госдумы РФ Николай Новичков, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Олег Денисенко, представители Фонда развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица». Открывая экспозицию, Губернатор Омской области Виталий Хоценко отметил ее символичность:
«Россия, в отличие от практики «отмены» культуры в европейских странах, сохраняет открытость к мировому художественному наследию и рассматривает культуру как пространство диалога, а не противостояния».

Масштабная экспозиция — совместный «гастрольный» проект Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с «Росизо», в рамках которого жители шести сибирских городов — Омска, Новосибирска, Кемерова, Абакана, Красноярска и Иркутска — получат уникальную возможность увидеть 30 картин, принадлежащих кисти Гюстава Курбе, Альфреда Сислея, Поля Сезанна, Анри Матисса, Альбера Марке и других художников, чьи работы изменили мировое искусство.
«Экспозиция такого объема и такой широкой географии показывается в России впервые. Он наглядно демонстрирует, что музейное сообщество разворачивается к регионам, не аккумулируя большие проекты исключительно в Москве и Санкт-Петербурге. Это беспрецендентный проект. Никогда импрессионисты не выезжали так надолго и так далеко из Пушкинского музея и в таком количестве. Добавлю: многие работы сняты с нашей постоянной экспозиции», — рассказала директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Ольга Галактионова, отметив, что в каждом городе выставка задержится на два месяца.

По словам директора Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фариды Буреевой, последний проект Пушкинского музея в Омске состоялся в 2013 году.
«Сегодня мы становимся свидетелями триумфального возвращения Пушкинского музея в Сибирь. Я бесконечно благодарна за отвагу и решимость музея, который вернулся к нам с таким крупным проектом. Более того, это проект, выполненный "под ключ": музейно-выставочный центр "Росизо" взял на себя всю организацию экспозиционного пространства, чтобы представить шедевры в самом интересном свете. Для нас подобный опыт межмузейного общения дорогого стоит».
Отметим, Государственный музейно-выставочный центр «Росизо» разработал концепцию выставочного цикла, активно взаимодействовал с площадками, а также участвовал в организации маршрута, создании архитектуры выставок и графического дизайна.
«Для нас было большой честью впервые представить собрание импрессионистов в этом регионе. Мы старались сделать это максимально ответственно, не потеряв качество экспозиции и обеспечив равный уровень для всех городов-участников», — рассказал генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «Росизо» Иван Лыкошин.

Выставка имеет три раздела — «Предыстория импрессионизма», «Импрессионизм и его время» и «Уроки импрессионизма», — каждый из которых показывает определенный этап становления художественного течения: его предпосылки, расцвет и влияние на искусство.
Среди работ — «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов» Джона Констебла, «Утро в Венеции» Камиля Коро, «Волна» Гюстава Курбе. Они демонстрируют, как менялось отношение к пейзажу во второй половине XIX века, как расширялся тематический репертуар, как формировались принципы пленэрной живописи, как образ современного города становился одним из важнейших сюжетов искусства.

По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника Сектора современного искусства Запада Пушкинского музея Алексея Петухова, центром экспозиции, ее сердцем можно назвать три работы: «Осеннее утро в Эраньи» Камиля Писсарро, «Опушка леса в Фонтенбло» Альфреда Сислея и «Дорога в Понтуазе» Поля Сезанна.
«Это итог тех произведений с которым познакомятся зрители до этих произведений и корень, который вырастет в последующих. Это самый центр, который напоминает о самом значимом событии эпохи импрессионизма — первой выставке, которая прошла весной 1874 года в Париже на Бульваре Капуцинов. В ней участвовали художники, которых сегодня знает весь мир, в том числе мудрый Камиль Писсаро, скромный и трудолюбивый Альфред Сислей, а также молодой, странный, диковатый по нраву южанин Поль Сезанн. Именно там, на этой выставке движение получило свое начало, когда Клод Моне показал свою картину «Впечатление. Восходящее солнце», и один из критиков пренебрежительно обозвал художника и его коллег импрессионистами, то есть «впечатленцами», работающими нестарательно и ищущими мимолетных сюжетов. Импрессионисты с радостью приняли это прозвище и сделали его самым известным брендом в мире искусства», — рассказал Алексей Петухов.
Включение в состав выставки произведений художников первой половины ХХ века, таких как Анри Матисс, Альбер Марке, Диего Ривера, Фернан Леже и Андре Массон дает возможность увидеть, как открытия импрессионистов интерпретировались следующими поколениями мастеров и как формировался новый язык искусства.
Где: Центр «Эрмитаж-Сибирь» (ул. Музейная, 4)
Когда: с 16 декабря 2025 г. по 8 февраля 2026 г.
Вход по билетам.
Текст: Марина Бузынина