«ЧАТ». Что такое монолог? Отвечают артисты омских и иногородних театров
С 1 по 5 апреля в Омске под руководством городского Лицейского театра впервые пройдёт I Городской фестиваль моноспектаклей «ЧАТ». Аббревиатура ЧАТ расшифровывается как «Честное Актёрское Творчество». Посмотреть афишу фестиваля и купить билет можно здесь.
В фестивале примут участие артисты омских и иногородних театров. От Академического театра драмы выступит Степан Дворянкин, от омского ТЮЗа – Надежда Костюк. От театра-организатора заявлено сразу четверо лицеистов: Александр Боткин, Игорь Коротаев, Анастасия Максименко и Ольга Урлапова. Из Нижнего Новгорода приедет актриса Марина Замыслова, а гостем из Свердловского государственного академического театра драмы станет артист Антон Зольников.
А мы тем временем задались почти риторическим вопросом – что же такое моноспектакль? Терминологическую сторону мы понимаем, но что значит этот жанр для зрителя, театра и самого актёра? Ответ на вопрос мы искали у участников фестиваля «ЧАТ». Заодно у вас есть прекрасная возможность познакомиться с артистами.
Антон Зольников, актёр Свердловского академического театра драмы
Спектакль: «Хомо чудикус» 14+ по рассказам В. Шукшина
Дата показа: 1 апреля в 19:00
Что такое монолог?
Для меня монолог – это максимальная возможность высказаться. Роль в театре актеры получают по распределению, в зависимости от того, в чём видит тебя режиссер, и порой приходится влюблять себя в полученную роль. Монолог актер выбирает сам, исходя из своего желания что-то очень важное сказать зрителю. Монолог – это очень личностное актерское высказывание.
Почему жанр моноспектакля важен для актёра, театра и зрителя?
Для актера моноспектакль – это проверка на прочность. Сможешь ли ты удерживать своей энергией, своими смыслами зал? В моноспектакле никуда не спрячешься, ты и зритель, который является твоим партнёром. В моноспектакле, на мой взгляд, максимально проявляется актерская природа, я считаю, что каждый профессиональный актер должен испытать свои силы в этом жанре.
Для театра моноспектакль важен поисками особой театральности, особого способа разговора со зрителем. Ведь при аскетичности оформления необходимо добиться выразительности.
Для зрителя – это всегда разговор с артистом тет-а-тет, разговор негромкий, почти интимный, исповедальный. Мне кажется, что современный зритель заскучал от поиска театральных форм, за которыми порой не видно актера. Зрителю, на мой взгляд, не хватает простого и искреннего человека на сцене.
Как Вы выбрали свой монолог?
Во-первых, я очень люблю этого автора, Василия Макаровича Шукшина. Каждый его рассказ – это огромное море юмора, пронзительности, душевности, человечности и искренней любви к жизни с её парадоксами и странностями, с её болью и радостью. Очень долго я не мог остановиться и выбрать конкретные рассказы, разбегались глаза, каждый рассказ прекрасен. Потом пришёл к мысли, что интереснее всего мне будет рассказать о Шукшинских Чудиках. Важно было выстроить в спектакле драматургическое развитие темы, поэтому в конце концов остановился на этих трёх рассказах: «Чудик», «Миль пардон, мадам» и «Думы». В них герой взрослеет, в первом рассказе Василию Егоровичу Князеву 39 лет, во втором Броньке за 50, в «Думах» Матвею Рязанцеву за 60. С возрастом у Чудиков меняется отношение к жизни, уходит чудаковатость, остается простая и глубокая человеческая тема.
Надежда Костюк, актриса Омского театра юного зрителя
Спектакль: «Кочерыжка» 12+ по рассказу В. Осеевой
Дата показа: 2 апреля в 18:00
Что такое монолог?
Монолог для меня - это либо способ-возможность поделиться с людьми о наболевшем или о своем личном прозрении, либо передать историю, тронувшую мое сердце. Цель высказаться – значит открыться.
Монолог – рассуждение вслух. Зная, что меня слышат и слушают, но с пониманием, пусть и молчаливым. Зная, что зрительский ответ и не нужен. Вот говоришь, мыслишь, знаешь, что ты находишься на восприятии многих глаз, ушей, сердец, и просто от этого их нахождения и выслушивания становится лучше. Порой задаешь им вопрос, и тут же сам себе отвечаешь. Это разговор с собой через зрителей!
Почему жанр моноспектакля важен для актёра, театра и зрителя?
Для актера-героя важен монолог, так как это возможность «вытянуться», подняться на ступень выше. Бывает же монолог-исповедь. Так вот после нее, исповеди, со всех сторон дышится легче. А когда ты по жизни не особо болтлив, то сцена позволяет и помогает тебе через кем-то написанный текст, транслированный через себя, стать лучше, умнее что ли.
Спектакль может быть без монолога, но без «внутреннего монолога» артиста, без мысли и подтекста никак. Поэтому театру необходим монолог.
Для зрителя монолог артиста важен, потому что актер приближает к себе слушателя и как будто говорит лично с ним, глаза в глаза. Лично я, когда бываю на месте зрителя, забываю, что это же слышат все, кто сидит со мной рядом, забываю, что они здесь вообще присутствуют. Излучаешь тогда поддержку артисту и говоришь: «Да, я согласен, я поддерживаю Вас».
Как Вы выбрали свой монолог?
Свой рассказ я выбирала не одна, но именно на Валентине Осеевой мы остановились. Её рассказы наполнены теплотой, лиризмом, моралью о смелых, благородных поступках, которые совершают дети. Везде прослеживается чувство уважения к старшим, забота о слабых и доброта. И, конечно, тематика её рассказов разная, но особой сердечностью отличаются её произведения из жизни детей войны. Персонажи все живые, реальные, прямо из жизни взятые. Как будто я их уже встречала. И тем более сталкивалась с какими-то похожими поучительными ситуациями.
Тем более, тема Великой Отечественной Войны и детей войны до сих пор актуальна и не забыта людьми, народом. И моё сердце с болью, восхищением, радостью и удивлением откликается на историю Владимира Васильевича, то есть Кочерыжки.
Сейчас за гаджетами постепенно стало уходить живое общение глаза в глаза. Но ведь когда мы поговорим друг с другом искренне, у каждого остается приятное послевкусие или что-то хорошее на душе. Или ты просто продолжаешь обдумывать, вспоминать разговор. Значит, диалог через монолог случился.
Анастасия Максименко, актриса Драматического Лицейского театра
Спектакль: «Зельда» 16+, В. Льюс
Дата показа: 3 апреля в 18:00
Что такое монолог?
Для меня моноспектакль – это хорошая возможность для профессионального роста, проверка себя на прочность. Хочется развиваться, расти, самосовершенствоваться и моноспектакль для этого отличный трамплин.
Почему жанр моноспектакля важен для актёра, театра и зрителя?
Для театра, думаю, что моноспектакль важен, чтобы разнообразить репертуар, для зрителей - узнать поближе актёра, посмотреть на него с другой стороны, для актёра - это хороший опыт, профессиональный рост.
Как Вы выбрали свой монолог?
Я нашла эту монопьесу до того, как узнала, что у нас будет фестиваль «ЧАТ». Она мне запомнилась по одной простой и очень важной для актёра причине – эта пьеса, эта история меня тронула.
Игорь Коротаев, актёр Драматического Лицейского театра
Спектакль: «Иду я раз однажды по улице…» 12+ по рассказам А. Чехова, А. Аверченко, М. Зощенко
Дата показа: 4 апреля в 20:00
Что такое монолог?
Моноспектакль – это не всегда монолог. Один человек на сцене – это да, но прелесть и трудность моноспектакля как раз в том, что все персонажи, события и т.д. заключены в одном месте – в актёре. Я хотел было сравнить это с сольной партией какого-нибудь музыкального инструмента, но это не так. Это состояние близко к шизофрении. Сознательное раздвоение личности.
Почему жанр моноспектакля важен для актёра, театра и зрителя?
Для актёра - мощнейший опыт. Высочайшая концентрация ответственности. Для театра - это показатель качества труппы и экономия зарплаты для артистов. Для зрителя - как и для актера - это обоюдный опыт.
Как Вы выбрали свой монолог?
Зощенко – мой герой. Его язык и способность своей сатирой описывать нас для меня как живая вода, как ощущение свободы! К Зощенко я пригласил ещё двух «друзей»: Аверченко и Чехова, которые помогли нам скрепить пять рассказов в одну историю.
А что называют монологом другие участники фестиваля, читайте скоро на портале «Культура». Вас ждут ответы Степана Дворянкина, Марины Замысловой, Александра Боткина и Ольги Урлаповой.