Не феминизм, но положение женщины в обществе - спектакль польской актрисы
Во второй день Международного фестиваля театров кукол «В гостях у Арлекина» выступила Наталья Сакович (Польша). Актриса представила на суд омского зрителя моноспектакль «Пробуждение» по мотивам сказок братьев Гримм. Но это совсем не детская история очаровательных Белоснежки или Рапунцель, как могло показаться при поверхностном взгляде. Это суровый разговор об эмансипации женщин в современном обществе. Судя по всему, некоторые зрители такого откровения не ожидали. Сочетания имён Гримм и сцены кукольного театра стереотипно не предполагало жесткой беседы.
О положении женщины в обществе говорится много, часто, порой грубо, порой резко. Дети или карьера, кухня или бизнес. О предназначении женщины спорят десятилетиями. Зачастую те, кто ищут какого-либо предназначения женского пола, у самих женщин мнения не спрашивают. Между тем вопрос эмансипации уверенно поднимается всеми инструментами искусства, включая театр.
В Польше о женских правах со сцены говорят. Может не так часто, и ещё реже с кукольных подмостков, но говорят. Ещё один глас женской воли – Наталья Сакович. На сцене она бьется одновременно на всех фронтах. От имени одной куклы она требует у женщин всегда быть при макияже. От имени Красной шапочки она просто поддаётся течению событий. От имени спящей красавицы она не делает ничего – наряженная в эфемерное платье кукла просто красиво спит, как и положено красавице.
«Эта идея несколько лет зрела у меня в голове. Я наблюдала за положением женщин в Польше и я считаю, что стереотип о положении женщин в обществе это проблема не только Польши, но и других стран. Я совершенно не против мужчин, не хочу говорить против них или бороться против них. Но я считаю стереотипом, что успех женщины зависит от мужчины – это жестоко. Пара, прежде всего, должна быть на равных, разделять обязанности, соотносить свои желания во взаимоотношениях,- Наталья Сакович.
Без мужчины в теме женской эмансипации никак не обойтись. Наталья Сакович примеряет на себя волчью шкуру, от образа которого становится не по себе даже бывалому зрителю. Волк – собирательная история. Актриса надевает лишь маску и лапы и уже становится грубым плотским соблазнителем, губителем той самой Красной шапочки. И только героиня спасает бедную наивную девочку, которую ласково укачал коварный соблазнитель.
Другую женщину – Мачеху – спасать не надо. Именно она убеждает героиню в том, что следование мужчине и собственной предметности и есть суть женщины. «Где твоё платье, где косметика, каблуки!?» - вопрошает Мачеха. Она демонстрирует костюм хищницы, которая идёт на тусовку (этакий современный бал), развязно танцует и, наконец, отдаётся малознакомому мужчине. Сцена сочная, музыка громкая, Наталья Сакович владеет телом и своим в образе мужчины-волка и своей жертвы – обнажающейся куклы.
Разговаривая со своими собеседницами, героиня начинает сомневаться, а правильная ли она женщина? В черной водолазке, обычных брюках, без косметики на бледном лице, с резинкой в волосах и стремлением сделать карьеру. Может сказки были правы? Может самое главное это быть румяной, в красивом платье и мило улыбаться? Героиня уже готова отказаться от встречи с выгодным предложением работы. Потеряв уверенность в себе, как в женщине, она принижает свои достоинства профессионала. Она уже готова остаться в лесу, где встретила своих собеседниц. Остаться, лечь на землю и тоже уснуть. Вдруг и к ней придет принц и разбудит её как в сказке.
«Сказки братьев Гримм знакомы нам с детства. Всех персонажей я узнала, когда сама была маленькой. Поэтому через них мне было просто показать замысел. С другой стороны, в этих сказках проявляются эти стереотипы, которые мы впитываем в себя с детства. Например, у братьев Гримм есть такой персонаж, как Спящая красавица, она совершенно пассивна, но при этом улыбается, и это очень странный образ для идеальной женщины. Конечно, когда я была маленькой, я хотела быть принцессой – красивой, доброй нежной. А когда я выросла, то осознала, что это не тот идеал, к которому нужно стремиться современной женщине»,- Наталья Сакович.
Ещё в начале спектакля героиня застает Спящую красавицу в стеклянном гробу. Она пытается её разбудить. Включает множество будильников, кричит ей, и, наконец, достаёт её из гроба. Но та лишь улыбается и остается неподвижной в ожидании своего принца, пока героиня пытается разгадать своё женское предназначение. У всех кукол – лицо актрисы. Она ведёт с ними диалог, но зритель понимает, что это диалог женщины c самой собой. Она задает вопросы, рассуждает от имени всех своих ипостасей. И, наконец, она создает свой манифест в виде притчи о прекрасной принцессе, которая будит не менее прекрасного принца, но отказывается жить с ним долго и счастливо. А папа Король вопреки всем сказкам поддерживает её самостоятельность, позволяя дочери взять старый рюкзак и начать путешествовать. Ведь женщина должна быть свободной. Она может выбирать замужество или лабораторию, платье или джинсы, Баха или Бритни Спирс.