Новый главный дирижер Камерного оркестра Григорий Вевер: «Я не стремлюсь совершить революцию»

14:30 02 окт 2019

grigoriy_vever.jpg

Омская филармония объявила о кадровых перестановках. Так, стало известно, что с 1 октября этого года артист Омской филармонии Григорий Вевер назначен главным дирижером Омского камерного оркестра.

В 2017 году Григорий Вевер окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки по классу кларнета и переехал в Омск, чтобы поступить на работу в Омский академический симфонический оркестр в качестве кларнетиста и концертмейстера группы кларнетов. Учебу в консерватории совмещал с работой в оркестре Новосибирского театра оперы и балета. Сейчас Григорий Вевер преподает в Омском музыкальном училище, пишет аранжировки для симфонического и духового оркестров, руководит квартетом кларнетов Clarinetissimo, а с 2017 года является дирижером Омского симфонического оркестра. Григорий ведет абонемент Омского академического симфонического оркестра «Сказки на ночь», а также дирижирует детские программы в рамках абонемента «Музыкальный экспресс» Симфонического оркестра с Молодежным театром «Третий круг». В его репертуаре также концертные программы Омского камерного оркестра.

Многим слушателям и поклонникам Григорий Вевер известен именно своим умением писать аранжировки известных произведений, именно он – человек создавший партитуру «Симфообороны» и практически весь репертуар СимфоРок-Парка. Сейчас Григорий Вевер приглашен к участию в постановке Музыкального театра, новый сезон в котором откроется мюзиклом «Звездный час» – Григорий является автором всех оркестровок для этого спектакля. В этом году Григорий Вевер получил диплом Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки по специальности художественное руководство оперно-симфоническим оркестром.

Узнав о назначении Григория Вевера, портал «Культура» встретился с молодым дирижёром, чтобы обсудить с ним планы на будущее.

 

Как стало известно о назначении, и как ты воспринял эту новость?

Мы неоднократно встречались с директором филармонии, Ириной Лапшиной, и обсуждали этот вопрос. Ирина Борисовна вызывала меня к себе, интересовалась моим желанием и возможностями, насколько я готов и заинтересован в этой работе. Следствием этих обсуждений и стало мое назначение – уверен, что это обдуманное и взвешенное решение руководства филармонии и мое личное. Поэтому, нельзя сказать, что это было большой неожиданностью. Когда решение было окончательно принято – она позвонила мне и объявила о назначении.

Это желанная должность, или были какие-то сомнения?

Во-первых, это большая ответственность. Дело в том, что на протяжении всех лет своего существования коллектив функционировал без лидера, без главного дирижера. По моему мнению – это неверный подход. И в этом, конечно, есть сложности, так как коллектив не приспособлен к работе с постоянным дирижером, неизвестно, как он примет нового руководителя, который будет предъявлять определенные требования. Поэтому, взяться за эту работу – достаточно рискованно.  Но, я человек рисковый, мне интересна эта работа, и я уверен, что буду получать от нее массу удовольствия.

Насколько сложно будет вникать в работу? Необходимо будет перенимать репертуар, анализировать, знакомиться с музыкантами?

Репертуар формирует команда Омской филармонии – это и отдел планирования, и рекламный – в их ведении программы концертов всех коллективов. На протяжении всего времени существования оркестра репертуар составлял начальник коллектива – Вениамин Борисович Ренкончинский. Он занимался и составлением репертуара Камерного оркестра, и формированием абонементных серий. Особенность работы Омского камерного оркестра в том, что с коллективом всегда работали разные приглашенные дирижеры, каждый из которых начинал подготовку к своему концерту за несколько дней до программы. То есть, выпуску программы предшествует активный репетиционный процесс и на этом все. Остальное время коллектив не вел активной работы, что, конечно, необходимо для профессионального оркестра. Чтобы оркестр играл, с ним должен постоянно заниматься один человек, его дирижер.

grigory-wewer_1.jpg

Обычно, когда приходит новый руководитель в коллектив, он пытается совершить некую революцию.

У меня особое отношение к этому вопросу. Главное, я не должен навредить, наша предстоящая работа не должна быть стрессом для артистов, я не хочу каких-либо резких нововведений. Сейчас я вхожу в курс дел, присматриваюсь к коллективу, к работе. Впереди планомерная работа. Уже сейчас мы пообщались с директором филармонии, начальником оркестра и концертмейстером Андреем Лопатины. В конце апреля все штатные работники будут играть прослушивания, возможно, я внесу какие-то предложения относительно кадровой политики. На данный момент коллектив на 50% состоит из музыкантов Омского симфонического оркестра. Дело в том, что в Омске нет консерватории, и мало музыкантов с высшим образованием, все они на вес золота и востребованы, кадры приходится приглашать из других городов. Это непростая работа – создать полностью автономный коллектив, требуется немалый бюджет. Для приглашения в коллектив сильных музыкантов-струнников из других регионов – требуется предоставление жилья и совершенно иной уровень заработной платы, чтобы заинтересовать и замотивировать музыкантов сменить место жительства ради этой работы. Таким образом, сейчас набирают коллективы в других регионах – в Челябинске, во Владивостоке, в Томске.

Не так много музыкантов с высшим образованием. Например, когда я в первый раз поступал в консерваторию, одновременно со мной поступало 7 человек на 1 или 2 места (могли взять одного или двоих), сейчас конкурс 1 или 2 человека. То есть, сейчас конкурса практически нет! Произошло падение престижа профессии музыканта. Возможно, дело в том, что было падение рождаемости в 90-х годах, плюс не так много детей отдавали учиться в музыкальные школы. Насколько я знаю, в данный момент ситуация выравнивается. Я преподаю в ДШИ №1 при училище им. В.Я. Шебалина, и вижу, что спрос стал выше, желающих обучаться достаточно много, при том, что в самом училище – конкурс, как и прежде 1 или 2 человека. Остается только надеяться, что сегодняшние школьники выберут музыкальную карьеру и продолжат обучение музыке. Большую роль, конечно, играет материальная сторона. Но на данный момент, профессиональные музыканты имеют возможность получать доход выше среднего.

Когда ты поступал в музыкальную школу, ты знал, что в будущем свяжешь свою жизнь с музыкой?

Конечно, нет. Музыкой я всерьез заинтересовался позже, в возрасте 13-14 лет, тогда возник серьезный интерес, музыка меня увлекла и все закрутилось. Когда я поступал в училище, то четко осознавал, что иду в профессию. По окончанию ты становишься дипломированным солистом оркестра. Мои родители не музыканты, но всегда поддерживали мое увлечение музыкой, они видели, что это то, что меня интересует и неплохо у меня получается.

На твой взгляд, чего сейчас не хватает в репертуаре Камерного оркестра?

Хотелось бы добавить таких программ, которые помогли бы привлечь большее внимание к коллективу и смогли расширить слушательскую аудиторию. У меня есть определенные планы, несколько вполне конкретных проектов, но не хочется раскрывать всего. Хочу заняться раскруткой коллектива, сейчас он находится в тени Симфонического оркестра – который очень растиражирован, как и Омский хор. А Камерный оркестр не на слуху, что хотелось бы изменить – привлечь к нему внимание. Это очень важно и мы будем работать в этом направлении. Рассчитываю, что коллектив примет участие в Фестивале Новой музыки в предстоящем сезоне, и в других фестивалях. В ближайшее время Омский камерный оркестр выступит в рамках концерта-закрытия Сибирского международного фестиваля органной музыки, который пройдет уже в октябре-ноябре этого года. 3 ноября запланирована необычная программа «Музыка в темноте» – это атмосферный проект, в рамках которого зрители будут находиться в непосредственной близости к музыкантам в удобной камерной обстановке.

dcs05309.jpg

В следующем сезоне Омский камерный оркестр отметит свое 30-летие. Уже сейчас планируете начать подготовку?

Уже сейчас ведутся переговоры на счет приглашения выдающихся музыкантов, руководителей камерных оркестров. Например, Александр Рудин, руководитель известного Московского оркестра «Музыка Viva», Алексей Уткин – гобоист, руководитель Государственного камерного оркестра и Сергей Поспелов – это скрипач, лауреат конкурса им. Гнесиных, конкурса им. Д. Ойстараха, «Концертино Прага» и др.

В какой форме Камерный оркестр должен подойти к своему юбилею: с каким репертуаром, в каком настроении?

Кардинальных перемен в репертуаре быть не может и не должно, потому что на сегодняшний день у Омского камерного оркестра достаточно хороший и широкий репертуар. Это, безусловно, заслуга Вениамина Борисовича Ренкончинского и приглашенных дирижеров, которые работали с коллективом, и Ю́рия Ильича Николаевского, который стоял у истоков создания Камерного оркестра. Есть действительно хороший репертуар и хорошая форма. Но в искусстве совершенству нет предела! Хотелось бы, чтобы коллектив смог принимать участие в гастрольных турах и записях, чтобы он не был ограничен работой в Омске. Будем стремиться налаживать новые контакты, чему конечно может поспособствовать приглашение именитых дирижеров и музыкантов, которых я упомянул. Сейчас есть неплохие программы, проекты, концерты, но они не получают широкого освещения в прессе, резонанса, не так популярны у слушателей. Это незаслуженно и нужно исправлять ситуацию! Коллектив должен не только юбилей встречать в хорошей форме, а всегда находиться в хорошей форме. Репертуар будет расширяться за счет новых интересных программ, будем работать в различных направлениях.

Пару лет назад камерный оркестр давал серию уличных концертов. Как ты думаешь, как выходы на улицу способствуют имиджу коллектива?

Горожане всегда очень положительно реагируют на такие концерты. Для людей это интересно. Когда даже те, кто не является частым гостем филармонических концертов, вдруг слышат музыку на улице – это заинтересовывает, привлекает. Ведь это необычно. В этих проектах есть определенный смысл. Можно насладиться музыкой, а потом подойти и пообщаться с музыкантами. Бывает, что некоторые слушатели впервые вживую видят целый оркестр, особенно струнный. Загвоздка только в том, что звучание Камерного оркестра несколько проигрывает на открытом воздухе. Струнные инструменты не обладают таким сильным звуком, как, например, духовые. Но главное, что сам вид оркестра, сам факт его нахождения на улице, привлекает аудиторию.

Помимо работы в Омском музыкальном училище, ты ещё руководишь квартетом кларнетов Clarinetissimo и являешься дирижером Омского симфонического оркестра. Как получится сочетать работу со всеми коллективами?

С Clarinetissimo мы играем несколько концертов в  год. Работа в  квартете не отнимает много времени. Что касается Духового оркестра, в его штате я больше не состою. А вот кларнетистом в Омском академическом симфоническом оркестре я, разумеется, останусь. Это мой любимый инструмент, я посвятил ему много лет. И, конечно, это мой любимый оркестр.

Как Дмитрий Владимирович Васильев отнёсся к твоему назначению?

Он меня поддержал. Вообще, он слишком хорошо обо мне отозвался, мне неловко повторять.

Иллюстрация: Анна Шестакова