#КУЛЬТУРАДОМА: три месяца культурной самоизоляции

13:05 28 июн 2020

kd1_0.jpg

30 марта, когда стало известно о закрытии всех учреждений культуры в Омске в связи с распространением коронавируса, стартовал проект #КУЛЬТУРАДОМА, инициированный министерством культуры Омской области.  К нему присоединились 35 учреждений – это театры, музеи, библиотеки, досуговые центры, филармония. Каждый день сотрудники этих учреждений создают и размещают разнообразный контент, чтобы омичи, не имеющие возможности сходить в театр или музей, смогли встретиться с любимыми артистами и коллективами, посмотреть спектакли, поучаствовать в мастер-классах, побывать на концертах. За три месяца учреждения культуры сделали более 30 тысяч публикаций в социальных сетях, количество просмотров только в одной сети «ВКонтакте» составило 3,6 миллиона, а новыми подписчиками стали 25 тысяч человек. В онлайне прошли акции «Ночь музеев», «Библионочь», празднования Дня Победы, Международного дня защиты детей, Дня России. 15 июня стартовал онлайн-проект «Любинский. Life».

Сегодня участники проекта делятся своими впечатлениями по прошествии трех месяцев. Но для начала дадим слово министру культуры Омской области Юрию Трофимову.

- Несомненно, прошедшие месяцы были не самыми легкими для учреждений культуры. Это большие и маленькие творческие коллективы, для которых оказаться в четырех стенах на долгое время – большое испытание. Тем не менее, все подключились к проекту и не сбавляли темп, а, наоборот, каждую неделю старались удивить омичей чем-то новым. Проект позволил не только виртуально посещать концерты и выставки, но и ближе познакомиться с артистами, музыкантами, с тем, как устроена работа учреждений культуры.  Со своей стороны, музеи, театры и библиотеки смогли составить более детальный портрет своего онлайн-зрителя, выяснили запросы целевой аудитории, то есть подготовили хорошую базу для дальнейшей деятельности в этом направлении. Я согласен, что смотреть концерт на сцене и на экране гаджета – это две разные вещи, но без активностей в социальных сетях сейчас невозможно представить деятельность культурных институций. Конечно, и до самоизоляции все учреждения культуры были представлены в соцсетях, но сейчас они вышли на тот формат, который интересен именно их зрителю. Я уверен, что многие проекты, которые родились в период самоизоляции, будут реализовываться учреждениями и дальше, привлекая новых пользователей и посетителей.

 

yrr6z5gkxfy.jpg

Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин»

Формат мастер-классов по изготовлению кукол от наших артистов оказался одним из самых популярных. Нас смотрели не только омичи, но и жители других регионов. Сказки по диафильмам от Артура и Виктории Арутюновых – еще один формат, который возник во время самоизоляции. Он настолько полюбился омичам, что, скорее всего, мы будем продолжать его и дальше. Хороший отклик театр получил на чтение стихов Александром Галаховым и на проект Дмитрия Войдака «Мировая классика за полтора часика». Конечно, потрясающим по охвату оказался показ спектакля «Руслан и Людмила» в рамках проекта «Большие гастроли» - более 300 тысяч просмотров.

Омский государственный художественный музей «Либеров-центр»

Музейный подкаст – новое направление онлайн-деятельности «Либеров-центра». За период самоизоляции сотрудники музея записали и опубликовали в виртуальном пространстве 12 эпизодов подкаста, посвященных творчеству А.Н. Либерова и художников его круга, юбилею Р.Ф. Черепанова, модернизму в литературе и искусстве ХХ века. Их аудитория – более 25 тысяч слушателей из России, США, Италии, Германии, Беларуси, Казахстана.

 

vhz0viuecoq.jpg

Городской музей «Искусство Омска»

Флешмоб #изоизоляция, появившийся весной 2020 года, посвящен интерпретации произведений мирового и отечественного искусства. Основная особенность флешмоба – фото создаются дома из подручных средств и именно в период самоизоляции. С помощью предметов быта: одежды, посуды, домашнего текстиля, мебели и т.д., а также с участием домочадцев, авторы фото создают собственные версии известных произведений. В большинстве случаев результат становится отдельным произведением – ироничным и креативным.

Городской музей «Искусство Омска» решил присоединиться к этой замечательной акции, создавая версии на произведения омских художников из собственных фондов. На ресурсах музея уже появились версии работы шестидесятника Николая Брюханова и современных авторов: Дамира Муратова, Анны Шевченко, Евгения Вигилянского, Зои Минеевой, созданные сотрудниками ГМИО. На сегодняшний день сотрудники музея создали версии 17 произведений омских авторов.

Нам было важно показать именно фондовые работы, выполненные омскими авторами; кроме того, такая актуальная и креативная форма подачи материала позволяет зрителю лучше запомнить новые работы, или по-новому взглянуть на уже знакомые. И для самих сотрудников задача сделать косплеи фондовых произведений оказалась возможностью прочувствовать произведение изнутри, изучив все визуальные и характерные нюансы работы.

Еще один популярный проект - #изолентаГМИО - раздел о том, как омские художники проводят время в изоляции. За время работы проекта его участниками стали Михаил Рубанков, Мария Шинкевич, творческая команда «Никаких оправданий», Николай Поздняков, Михаил Пешкин, Анастасия Коваленко, Саша Хохлова, Николай Молодцов, Андрей Крюков.

Омский драматический театр «Галерка»

С 30 марта жизнь Омского драматического театра «Галерка» перешла в режим онлайн и мы присоединились к проекту #КУЛЬТУРАДОМА. Еженедельно мы публикуем онлайн-афишу театра с новыми событиями. Каждый день во всех официальных сообществах театра в соцсетях размещаются интересные материалы, истории, воспоминания, а также пополняется наш Youtube-канал видео материалами. Самым популярными проектами за это время стали  «В эфире «Галерка», «Театральные истории», рубрики «Прогулка по театру» и «Сказка на ночь» от Даниэль Савиновой. Но больше всего отзывов получила «Неделя детства», приуроченная к Международному дню защиты детей.

В честь Международного Дня защиты детей театр объявил целую неделю «НЕДЕЛЕЙ ДЕТСТВА» и посвятил её нашим маленьким зрителям и их родителям! 7 дней мы делали упор на детский контент: утром зарядка вместе с героями сказок, отгадывали загадки от Мальвины, с лисой Алисой объявили в конкурсе скороговорок, приз - билеты в театр! А ещё, были подвижные игры со сказочными героями, встреча с двуглавым Змеем Горынычем, путешествие по звёздному небу - знакомство с планетами и много другое.

as-g92wd7pw.jpg

Омский государственный  литературный музей им. Ф.М. Достоевского

Самыми популярными оказались проект «Автографы Победы», посвященный 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны, а также проект «Экспонат дня», рассказывающий о наиболее интересных экспонатах музея. Любопытно, что к нашему онлайн-вещанию присоединились не только омичи, но и жители Москвы, Санкт-Петербурга, а также граждане США, Франции и Германии. Исходя их статистики просмотров, мы будем продолжать проекты, популяризирующие жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского: «Достоевский в воспоминаниях современников» и «Этот день в жизни Достоевского».

Омский государственный историко-краеведческий музей

Большой популярностью пользуются публикации о насекомых Омской области, что особенно актуально с наступлением лета, а так же мастер-классы для детей и публикация фотографий Омска начала XX века. К празднованию Дня Победы наших подписчиков не оставили равнодушными публикации о подвигах омичей на фронтах Великой Отечественной Войны. В электронном виде на сайте музея стали доступны книги П.П. Вибе из серии «Загадки и мифы омской истории». В дальнейших планах: продолжить видеолекции, посвященные Великой Отечественной войне, онлайн-трансляции экскурсий, а также реализация совместного проекта с Музеем предпринимателей, меценатов и благотворителей - трансляция экскурсий об истории омского предпринимательства конца XIX- начала XX вв. География просмотров:  Омск, Москва, Барнаул, Новосибирск, Санкт-Петербург, США, Германия, Казахстан, Украина.

Омская государственная научная библиотека им. А.С. Пушкина

Впервые социально-культурная акция  «Библионочь» прошла в виртуальном формате. Она спроходила с 24 апреля по 9 мая 2020 года. Ежедневно на сайте библиотеки и в социальных сетях читатели могли познакомиться с виртуальными экскурсиями, видеобзорами, трансляциями, онлайн-лекциями; проверить свои знания и принять участие в онлайн-тестах, викторинах.

На сайте за 2 недели побывало около 15 тыс. посетителей. Сейчас, пока библиотека закрыта для всех мероприятий, мы продолжаем реализовывать виртуальные проекты. Наибольшим спросом пользуются прямые трансляции, в которых пользователи могут задавать вопросы и получать обратную связь.

Омский Киновидеоцентр

Самым популярным проектом оказался Открытый фестиваль любительских фильмов «Маленькое кино «Фильмёнок», который впервые прошел в формате онлайн. Тем самым расширив географию не только участников, но и просмотров. Фильмы фестиваля посмотрели в разных городах России: Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень, Якутия, Петрозаводск, Волгоград, Уфа, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Саратовская, Омская, Ростовская, Тверская, Челябинская области. Также статистика показывает небольшой процент просмотров из Казахстана, Германии, США, Италии, Украины, Великобритания. Помимо этого, интерес аудитории вызвали рубрики «Омский кинематограф», «ПроКино», а также еженедельные подборки фильмов разных жанров.

В планах продолжить вести все рубрики и розыгрыши, созданные в рамках проекта  #КУЛЬТУРАДОМА, а также дополнить Открытый фестиваль документальных фильмов «Маленькое кино «Фильменок» форматом онлайн, помимо проводимого очного формата на следующий год.

1di4tlx2jks.jpg

Музей-заповедник «Старина Сибирская»

Новая рубрика «Токмо по средам» заинтересовала всех, кто любит заниматься творчеством. Здесь можно было научиться делать оригинальные и интересные вещи из природного и подручного материала по традиционным технологиям - для интерьера, для игры, украшения. «Забытые забавы» - видеоролики о народных играх и развлечениях , в которые с удовольствием могут играть современные дети, как дома, так и на улице. А также большой популярностью пользовались посты событийного плана: «Вербное воскресенье», «Пасха», «Ночь музеев», «Троица». В рамках развития этой формы деятельности музея-заповедника на сайте и в социальных сетях будет создана рубрика «Музей онлайн».

Драматический Лицейский театр

Отлично зашли 10-минутные ролики, на которых либо читают письма, либо рассказ - и всё это положено на живую музыку струнного квартета "Liberty". У нас было три таких проекта и все три имели огромное количество просмотров, лайков и репостов - в том числе и людьми из других городов. Также имели успех онлайн-концерты артистов театра. Также мы запустили литературный сериал по повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу», который пользуется не меньшей популярностью.

Исторический парк «Россия – моя история»

За время проекта #КУЛЬТУРАДОМА в историческом парке появилось более 10 новых рубрик разных форматов - от статей до видео-уроков и мастер-классов. Самый большой отклик получил семейно-детский проект «Играем в историю» и различные исторические викторины.

Интересный опыт – представление офлайн выставки «И, значит, нам нужна одна Победа!», которую после открытия парка можно будет увидеть «вживую».  За три месяца мы стали участниками нескольких федеральных проектов с трансляцией на 21 город присутствия проекта «Россия - моя история». К онлайн лекции-вебинару «Подвиг народа» (спикер - начальник научного отдела Российского Военно-Исторического общества, доцент Юрий Никифоров) подключались зрители из других регионов.  Безусловно, мы продолжим работу с онлайн-проектами, совмещая ее с основной. Вероятнее всего останутся познавательные рубрики – «Играем в историю», «WEB история», и авторский проект Александра Тихонова «Литературное Прииртышье».