Как пандемия отразится на литературе и в драматургии? Что думают молодые писатели

20:59 05 авг 2020

1_123.jpg

Пандемия очень плотно вошла в нашу жизнь, из чего-то нового став обыденностью. Мы уже привыкли к ежедневным сводкам, новостям, репортажам и прогнозам. Последняя вещь – самая интересная. Ведь прогнозы сегодня касаются не только развития или мутации пандемии, но и влиянию её на все стороны человеческой жизни. Регулярно выходят тексты с анализами будущего экономики, социальной сферы, крупного, малого и среднего бизнеса. Не остается в стороне и культурный вопрос.

Мы опросили трех молодых омских писателей, которые давно зарекомендовали себя в своём деле, о будущем литературы и о влиянии пандемии на творчество, драматургию и театр.  

 

Серафима Орлова, 31 год

orlovachbred.jpg

? Будет ли пандемия как-то отображаться в литературе и происходит ли это сейчас?

Вот как раз Bookmate выпустил сборник рассказов «Окно во двор», про самоизоляцию, там много авторов, Роман Сенчин, Анна Старобинец, Евгения Некрасова, Ольга Птицева, мой рассказ тоже там есть. В драматургии недавно состоялся конкурс «Корона-драма», многие мои друзья участвовали. Вообще многие говорят, что пандемия провела резкий водораздел в искусстве, авторы боятся, что их тексты до эпидемии безнадежно устареют или будут интерпретироваться не так, как задумано, кое-что приобретает совсем иное прочтение. Будущее зыбко и его очень трудно предсказывать, и трудно писать так, будто ничего не происходит, тоже. И, конечно, все, кто неравнодушен к театру, беспокоятся за его судьбу. Особенно в угрожающей ситуации независимые, частные театры.

? Что ты думаешь в нынешних условиях о будущем литературы, драматургии и театра.

Если вирус окажется сильнее, чем сейчас предполагают, театрам придется перебираться в онлайн, это может серьезно ударить по ним, не все смогут переформатироваться, а из тех, кто сможет, не все будут в состоянии заработать на этом. Драматурги многие уже сейчас в финансовом кризисе. Но то же самое можно сказать и о книгоиздательской сфере. Легче выживет тот, у кого другой источник дохода. Сохранить профессию в прежнем виде при затянувшейся пандемии будет очень сложно. Есть слабая надежда на вакцину, которую непонятно сколько тестировали. Но штамм может мутировать.

 

Справка: Прозаик, драматург, постдраматург, лауреат премии им. В. П. Крапивина (2018), финалист литературных премий Лицей и Книгуру, лауреат и финалист многих драматургических конкурсов, участник фестивалей "Любимовка", "Ремарка" и "Маленькая Ремарка", "В поисках нового героя" и др., книги и пьесы публиковались в издательствах "КомпасГид" и "Самокат", а также в толстых литературных журналах ("Юность", "Октябрь" и др.).

 

Александр Тихонов, 30 лет

tihonovchbr.jpg

? Будет ли пандемия как-то отображаться в литературе и происходит ли это сейчас?

Не просто «будет». Она уже находит своё отображение в литературе, живописи, кинематографе, как любое другое событие, изменившее привычную жизнь множества людей. Литература позволяет людям осмыслить происходящее, порой даёт ответы на мировоззренческие вопросы, возникшие в процессе протекания пандемии.

Другое дело, что сейчас для большинства пандемия – это модная тема в творчестве, не более того, и авторы стремятся ухватиться за неё пока не поздно. Отсюда множество фильмов и сериалов о пандемии, песен и книг. Рынок диктует: надо успеть нажиться на горячей теме. Но есть и те, кто воспринимает пандемию как вызов устоявшейся жизни и её нужно понять, проговорить, прописать на бумаге. А ещё пандемия и самоизоляция – это интересные метафоры происходящих в обществе процессов. Уже есть те, кто без попсового ажиотажа, вдумчиво осмысливает случившееся с миром. И такой творческой… рефлексии, что ли, будет всё больше. Вспомните Пушкина:

Царица грозная, Чума
Теперь идёт на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой...
Что делать нам? И чем помочь?

 

? Что ты думаешь в нынешних условиях о будущем литературы, драматургии и театра.

Пандемия, конечно, повлияет на количество покупаемых книг. Снизятся доходы, а значит и в книжные магазины люди станут захаживать реже. Впрочем, поток читателей может устремиться в библиотеки, или же люди откажутся от игровых приставок, к примеру, от абонементов в спортзал и пойдут покупать книги в бумаге или в электронном формате. Тут предугадать нельзя. Остаётся лишь наблюдать за происходящим и видеть, как нас изменила пандемия, или как мы сами изменились, прикрываясь пандемией. А увлечённые люди продолжат писать, как писали до описываемых событий. Может, иначе. Может, о другом. Но если автору есть, чем поделиться, он продолжит делиться своими мыслями.

 

Справка:  Сфера научных интересов – литературная жизнь на севере Омской области. Автор ряда очерков и научно-популярных статей о писателях-земляках. Стихотворения и проза публиковались в журналах «Наш современник», «Роман-газета», «Молодая гвардия», «Сибирские огни», «Литературный Омск» и др.
Автор книги стихов «Облачный парус» (Омск, 2014), романов «Охота на зверя» (М.: АСТ, 2016) и «Синдром героя» (М.: АСТ, 2017), соавтор научно-популярной книги «Сила Сибири. История Омского края» (Омск, 2016) и пьесы для детей «Волшебный планшет Джинна» (2017).  Лауреат Всероссийской литературной премии им. М.Ю. Лермонтова (Тарханы, 2015), региональной литературной премии им. Ф.М. Достоевского (Омск, 2015). В 2018 году признан лауреатом Национальной литературной премии для молодых авторов «Русские рифмы» (Москва, 2018) в номинации «Лучший поэт».

 

Александра Яковлева, 30 лет.

yakovlevachbr.jpg

? Будет ли пандемия как-то отображаться в литературе и происходит ли это сейчас.

Пандемия обязательно найдёт отражение в литературе точно так же, как это событие найдёт отражение в мировой истории. Уже сейчас выходят тематические «карантинные» выпуски электронных журналов. Например, августовский номер «Пашни», где опубликован мой рассказ «Ключ от лета» о самоизоляции в квартире и о желании вырваться на свободу. Также в интернете существует крупный некоммерческий проект Постэпидемия.рф, где публикуются рассказы матёрых писателей-фантастов на тему пандемии. На серьёзное событие, потрясающее общество, поначалу так и реагируют - рассказами, стихами. Когда мы, наконец, выйдем из бури, когда изменится наша оптика и мы взглянем на эпидемию со стороны, думаю, появятся и романы. Мне кажется, мы ещё долго будем говорить о пандемии, и все наши потрясения, надежды, страхи, с нею связанные, непременно осядут в большой литературе.

? Что думаешь о будущем литературы, драматургии, театра

Знаю, что многие театры, особенно те, которые остались без государственной поддержки, сейчас в бедственном положении. Они закрываются, актёры уходят, занимаются чем-то другим, чтобы заработать денег. Некоторые театры предлагают купить у них билет сейчас, а на спектакль прийти, когда будет можно. Всё это крайне удручает. Кукольникам повезло меньше всех, они даже дистанцию на сцене держать не могут. Какая дистанция, если бывает, что вдвоём одну куклу водят? Театралам просто необходимо приспосабливаться — либо надеяться на скорое изменение ситуации. Так или иначе, считаю, онлайн-форматы театру не повредят. Это целое поле возможностей, новые формы. Спектакль в зуме — почему бы и нет? На карантине я смотрела много спектаклей, в записи и онлайн.

Что касается литературы, сейчас книжный рынок несколько лихорадит. Крупные издательства не готовы печатать новых авторов и затягивают выход книг по уже заключённым договорам, сокращают тиражи, предлагают авторам сначала издаться в электронке. Но электронные книги, аудиокниги стали как раз неплохой заменой книгам бумажным. В этом году я прочитала много книг именно в цифровом формате и выложила в сеть свой сборник рассказов, узнала о нескольких литературных онлайн-журналах и сервисе, который высылает почтой хорошие рассказы для чтения за утренним кофе. Мне кажется, пандемия наглядно показала, насколько на самом деле удобен интернет, насколько безграничны его возможности. Главная из них — доступность и близость сознаний при физической удалённости. Можно скачать книгу, прочитать её и тут же оставить отзыв автору, а автор возьмёт и ответит — и вот вы уже общаетесь с тем, чью книгу только что прочли. Это невероятное ощущение простоты и ясности, когда посредники в виде книжных магазинов, издательств исчезают, остаются только писатель и его читатель, человек и человек. Я думаю, электронная книга если и не полностью заменит бумажную, то точно станет достойной альтернативой и поводом напрямую поддержать автора — как словом, так и деньгами. Пока есть возможность хоть в каком-то виде публиковать художественные произведения, рассказывать истории и находить своих читателей, у литературы есть будущее.

 
Справка: Прозаик, автор рассказов, сказок и повестей. Лауреат премий "ЭтноПеро", "Русский Гофман". Участник Форума молодых писателей, Второго регионального совещания сибирских авторов, совещания в Химках и других. Рассказы и сказки публиковались в журналах "Наш современник", "Дон", "Складчина", "Иртышъ-Омь", а также в литературных онлайн-журналах "Формаслов" и "Пашня". Автор сборника рассказов "Вот она я" (Омск, 2018 год).