В Центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка Кондратия Белова
В одном из залов Центра «Эрмитаж-Сибирь» открывается выставка работ Кондратия Белова «Моя Сибирь» из собрания музея. В экспозиции представлено более 20 живописных и графических произведений мастера, архивные документы, фотографии, публикации о художнике. Они освещают этапы творчества К. П. Белова, круг его тем и сюжетов.
«Эта выставка посвящена творчеству человека-легенды, талантливому живописцу, человеку, прожившему сложную трагическую судьбу, Кондратию Белову. В узких кругах его назвали патриархом пейзажной живописи, его любили и уважали. Этот человек по праву один из самых известных мастеров в искусстве Омска 20 века. Мы открываем ее в стенах нового выставочного центра. В новом зале мы попытались соединить живопись и графику, показать наши архивы. Все экспонируемые здесь работы из нашего собрания: 20 живописных, четыре графических (в технике гуаши) полотна, а в витринах выставлена графика раннего периода. Это работы студенческого времени Кондратия Петровича, которые мы показываем крайне редко», - рассказала старший научный сотрудник, куратор выставки Светлана Изотенко.
Кондратий Петрович Белов учился на полиграфическом отделении Омского художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля (1924–1928). Это было первое в Сибири учебное заведение нового типа, которое готовило художников для работы на производстве. Кондратий Белов уже во время учебы проявил свои неординарные способности рисовальщика, отличался умением островыразительным графическим языком передать авторское видение предложенных разнообразных тем
Уже на раннем этапе творчества Кондратий Петрович Белов обращался к теме революции и Гражданской войны в Сибири. Первой такой работой может считаться небольшая композиция, выполненная в технике гуаши в 1929 году, «Последний парад Колчака». Художник показал ее на выставке объединения АХР, состоявшейся в том же году и посвященной 10-летию освобождения Омска от колчаковщины и интервенции. В 1950-е – 1960-е годы художник продолжил работать над историко-революционной темой, что привело к созданию серии графических листов.
«Над графической серией Кондратий Белов начал работать в 50-е годы, в тот период он создал около двадцати работ. И в 60-е годы он снова вернулся к этой серии. В итоге она насчитывает около 40 работ. В нашем фонде графики 15 работ этой серии, и показать всё мы, конечно, не могли. Кроме того, непросто показывать такие вещи, потому что это гуашь – очень хрупкая техника, которая и требует особого режима хранения и экспонирования. И мы показали только те работы, которые были готовы по своему состоянию сохранности», - пояснила старший научный сотрудник, куратор выставки Наталья Муратова.
Жанр пейзажа в творчестве. Белова наиболее активное развитие получил в послевоенный период. В 1950-е годы К. П. Белов продолжил разрабатывать намеченную тему сибирского пейзажа. В поездках его, вероятно, интересовал такой тип пейзажа, который передавал бы обширные пространства. При жизни художника наградили неофициальным титулом – патриарха сибирского пейзажа, среди художников стали расхожими выражения – «беловский колорит», «кондратовское небо».
«Многие искусствоведы писали о значении неба в его полотнах, которое у него очень часто хорошо прописано. Чувствуешь жизнь этого неба, благодаря динамике мазка и тонким нюансам света. И, конечно, вода. Он пишет живую природу, которая всегда вечна, т.е. те гуманистические ценности, которые для нас всегда ценны и прекрасны», -резюмировала тему выставки хранитель фонда советской и современной живописи Людмила Богомолова.